Обоснование методов определения эффективности применения альтернативных топлив в автотракторных дизелях
- Авторы: Бузиков Ш.В.1, Плотников С.А.1
-
Учреждения:
- Вятский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2021)
- Страницы: 2-8
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/2074-0530/article/view/105589
- DOI: https://doi.org/10.31992/2074-0530-2021-50-4-2-8
- ID: 105589
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предметом исследования является определение параметров рабочего цикла тракторного дизеля при его работе на смесевом топливе, состоящем из дизельного топлива и рапсового масла. Основная цель настоящей работы состоит в определении эффективности применения альтернативных топлив в автотракторных дизелях. Для определения зависимостей параметров рабочего цикла проведены теоретические и экспериментальные исследования тракторного дизеля на следующих составах смесевого топлива с содержанием рапсового масла 20%, 55% и 80%, а также чистом дизельном топливе. В результате проведенных исследований получены: номограмма для определения величины снижения отношения индикаторного КПД к коэффициенту избытка воздуха, зависимости отношения индикаторного КПД к коэффициенту избытка воздуха от коэффициента избытка воздуха на разных составах смесевого топлива, частотах вращения коленчатого вала дизеля, нагрузки при 1800 мин-1 и 1400 мин-1. Экспериментально установлено, что увеличение доли рапсового масла в смесевом топливе с 0 до 80%, частоты вращения с 1400 до 2000 мин-1 и коэффициента избытка воздуха с 1,18…1,22 до 4,32…5,61 приводило к снижению индикаторного КПД с 0,46 до 0,35, а отношение снижалось с 0,30 до 0,08, увеличение нагрузки от 0,2 до 1,2 МПа при 1800 мин-1 и 1400 мин-1, а коэффициента избытка воздуха от 1,17…1,68 до 3,53…3,60 приводило к снижению индикаторного КПД с 0,44…0,40 до 0,28…0,22, а отношение с 0,34…0,25 до 0,10…0.09, соответственно. Теоретически рассчитано снижение отношения на 4,5% при работе дизеля на смесевом топливе, с содержанием 80% рапсового масла по сравнению с чистым дизельным топливом и экспериментально подтверждено это снижение на 4,1%. Сходимость расчетного значения величины снижения отношения с экспериментальными данными составила 91,11%. В связи с этим, известное утверждение о равенстве ввода теплоты с топливом требует уточнения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ш. В. Бузиков
Вятский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: shamilvb@mail.ru
к.т.н.
Россия, КировС. А. Плотников
Вятский государственный университет
Email: shamilvb@mail.ru
д.т.н.
Россия, КировСписок литературы
- Марков В.А., Девянин С.Н., Зыков С.А., Гайдар С.М. Биотоплива для двигателей внутреннего сгора-ния. М.: НИЦ «Инженер», 2016. 292 с.
- Марков В.А., Чайнов Н.Д., Лобода С.С. Физико-химические свойства нефтяных моторных топлив с добавками растительных масел и их влияние на показатели дизеля // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баума-на. Сер. Машиностроение. 2018. № 5(122).
- Сидоров Е.А., Уханов А.П. Экспериментальная оценка влияния сурепно-минерального топлива на показатели рабочего процесса дизеля // Нива Поволжья. 2012. № 4.
- Сидоров Е.А., Уханов А.П. Особенности работы дизеля на сурепно-минеральном топливе в режиме холостого хода // Нива Поволжья. 2013. № 3(28).
- Денежко Л.В., Новопашин Л.А., Асанбеков К.А. Исследование рапсовых смесей различного состава в тракторном дизеле // АВУ. 2015. № 1(131).
- Новопашин Л.А., Асанбеков К.А., Денежко Л.В., Садов А.А. Исследование показателей работы трак-торного дизеля при использовании минерально-сафлоровых смесей // АВУ. 2017. № 1(155).
- ГОСТ 18509-88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний (с Изменением № 1)
- Иванов В.В., Шабалин Д.В. Математическая модель для определения относительного изменения механических потерь при изменении теплового состояния двигателя // Вопросы оборонной техни-ки. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2020. №. 9-10. С. 47−53.
- Парсаданов И.В., Белик С.Ю. Многофакторный анализ механических потерь в быстроходном дизе-ле с газотурбинным наддувом // Двигатели внутреннего сгорания. 2008. №. 1.
- Стефановский А.Б. Особенности расчета коэффициентов наполнения и остаточных газов при анали-зе рабочего цикла дизеля с наддувом и продувкой // Ползуновский вестник. 2017. № 3. С. 17−21.
- Денежко Л.В., Новопашин Л.А., Кочетков П.В. Исследование применения смесевых топлив различ-ного состава в автотракторных дизелях // ҒЫЛЫМИ ХАБАРШЫСЫ ВЕСТНИК НАУКИ. 2015. С. 74.
- Салмин В.В., Долгова Л.А. Повышение точности и достоверности расчета основных параметров действительных процессов ДВС // Аллея науки. 2018. Т. 5. №. 6. С. 886−892.
- Плотников С.А., Бузиков Ш.В., Козлов И.С. Исследование работоспособности дизельной форсунки на смесевых топливах с недостаточными низкотемпературными свойствами // Тракторы и сельхоз-машины. 2020. № 1. С. 10−16.
- Бузиков Ш.В., Плотников С.А., Козлов И.С. Оптимизация добавки рапсового масла в смесевом топ-ливе, применяемом в тракторных дизелях // Вестник транспорта Поволжья. 2020. № 5(83). С. 72−77.
- Бузиков Ш.В., Плотников С.А., Козлов И.С. Оптимизация состава смесевого топлива для применения в тракторных дизелях // Труды НАМИ. 2021. № 1(284). С. 16–24. doi: 10.51187/0135-3152-2021-1-16-24
- Бузиков Ш.В., Плотников С.А., Козлов И.С. Определение предельной концентрации рапсового мас-ла в смесевом топливе, применяемом в дизеле // Вестник транспорта Поволжья. 2021. № 1(85). С. 72−79.
Дополнительные файлы
