Жизнестойкость как фактор успешной социально-психологической адаптации будущих педагогических работников к обучению в вузе в условиях проведения Специальной военной операции
- Авторы: Степанюк Е.И.1
-
Учреждения:
- Азовский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 3 (71) (2025)
- Страницы: 93-101
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2073-8439/article/view/361519
- DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-71-3-93-101
- ID: 361519
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья содержит обзор научных публикаций по проблематике развития жизнестойкости у обучающихся российских образовательных организаций. Автор рассматривает значение жизнестойкости в процессе профессионального развития студентов, будущих педагогов, и их интеграции в российское образовательное пространство. Подчеркивается, что жизнестойкость будущих педагогических работников является фактором психологической безопасности образовательной среды. Высокий уровень ее сформированности позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в процессе адаптации к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности. Дается определение жизнестойкости и ее структура в соответствии с концепциями С. Мадди и Д.А. Леонтьева. Представлены результаты изучения жизнестойкости на подготовительном этапе реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогов в условиях интеграционных процессов воссоединенных регионов. Исследование было проведено среди обучающихся педагогических вузов, находящихся на
территории двух исторических регионов (Запорожская, Херсонская области) и двух иных субъектов Российской Федерации (Пермский край, Томская область). Показатели контроля и принятия риска ниже у студентов исторических регионов, чем у студентов в других субъектах Российской Федерации, что позволяет предположить наличие некоторых трудностей в управлении своей жизнью или обучением. Средний уровень показателей по шкале «принятия риска» характерен для студентов, которые готовы действовать, при условии гарантий успеха и убеждении, что любой приобретенный опыт в жизни способствует дальнейшему росту. Средний показатель по общей жизнестойкости составляет 22,6 балла у студентов в исторических регионах, что меньше, чем в другой группе (23,5). Это подтверждает предположение о наличии у студентов в иных субъектах Российской Федерации более высокой общей жизнестойкости, что может способствовать лучшей адаптации к обучению, стрессовым ситуациям и вызовам.
Об авторах
Е. И. Степанюк
Азовский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: k_stepanyk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0436-7691
Россия, Бердянск
Список литературы
- Булаева М.Н., Ершов В.Ю., Багдасарян Р.В. Особенности проявления жизнестойкости студен-тов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 72–75.
- Володина Т.В. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2014. 24 с.
- Галиев Р.Р. Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы жизне-стойкости курсантов на этапе социализации в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Саратов, 2024. 26 с.
- Головей Л.А., Галашева О.С. Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психо-логической адаптации юношей и девушек // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 4. С. 509–522. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.405
- Колосова И.Г. Жизнестойкость как профессионально значимое качество будущих специалистов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2025. № 1 (69). С. 20–30. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-69-1-20-30 Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 178–209.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
- Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адапта-ции одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Соци-альная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 43–70.
- Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обу-чающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. 2024. № 15(1). С. 171–189. https://doi.org/10.17759/sps.2024000001
- Khoshaba D.M., Maddi S.R. Early experiences in hardiness development // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999. Vol. 51. No. 2. Pp. 106–116. https://doi.org/10.1037/1061-4087.51.2.106
- Maddi S.R. Creating meaning through making decisions // The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications. Ed. by P.T.P. Wong. Routledge, 2012. Pp. 57–80.
- Maddi S.R. Hardiness: An operationalization of existential courage // Journal of Humanistic Psychol-ogy. 2004. Vol. 44. No. 3. Pр. 279–298.
Дополнительные файлы

