🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Жизнестойкость как фактор успешной социально-психологической адаптации будущих педагогических работников к обучению в вузе в условиях проведения Специальной военной операции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья содержит обзор научных публикаций по проблематике развития жизнестойкости у обучающихся российских образовательных организаций. Автор рассматривает значение жизнестойкости в процессе профессионального развития студентов, будущих педагогов, и их интеграции в российское образовательное пространство. Подчеркивается, что жизнестойкость будущих педагогических работников является фактором психологической безопасности образовательной среды. Высокий уровень ее сформированности позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в процессе адаптации к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности. Дается определение жизнестойкости и ее структура в соответствии с концепциями С. Мадди и Д.А. Леонтьева. Представлены результаты изучения жизнестойкости на подготовительном этапе реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогов в условиях интеграционных процессов воссоединенных регионов. Исследование было проведено среди обучающихся педагогических вузов, находящихся на 
территории двух исторических регионов (Запорожская, Херсонская области) и двух иных субъектов Российской Федерации (Пермский край, Томская область). Показатели контроля и принятия риска ниже у студентов исторических регионов, чем у студентов в других субъектах Российской Федерации, что позволяет предположить наличие некоторых трудностей в управлении своей жизнью или обучением. Средний уровень показателей по шкале «принятия риска» характерен для студентов, которые готовы действовать, при условии гарантий успеха и убеждении, что любой приобретенный опыт в жизни способствует дальнейшему росту. Средний показатель по общей жизнестойкости составляет 22,6 балла у студентов в исторических регионах, что меньше, чем в другой группе (23,5). Это подтверждает предположение о наличии у студентов в иных субъектах Российской Федерации более высокой общей жизнестойкости, что может способствовать лучшей адаптации к обучению, стрессовым ситуациям и вызовам. 

Об авторах

Е. И. Степанюк

Азовский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: k_stepanyk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0436-7691
Россия, Бердянск

Список литературы

  1. Булаева М.Н., Ершов В.Ю., Багдасарян Р.В. Особенности проявления жизнестойкости студен-тов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 72–75.
  2. Володина Т.В. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2014. 24 с.
  3. Галиев Р.Р. Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы жизне-стойкости курсантов на этапе социализации в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Саратов, 2024. 26 с.
  4. Головей Л.А., Галашева О.С. Роль социальной поддержки и жизнестойкости в социально-психо-логической адаптации юношей и девушек // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 4. С. 509–522. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.405
  5. Колосова И.Г. Жизнестойкость как профессионально значимое качество будущих специалистов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2025. № 1 (69). С. 20–30. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2025-69-1-20-30 Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 178–209.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  7. Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адапта-ции одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Соци-альная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 43–70.
  8. Ульянина О.А., Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Особенности актуального состояния обу-чающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий // Социальная психология и общество. 2024. № 15(1). С. 171–189. https://doi.org/10.17759/sps.2024000001
  9. Khoshaba D.M., Maddi S.R. Early experiences in hardiness development // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999. Vol. 51. No. 2. Pp. 106–116. https://doi.org/10.1037/1061-4087.51.2.106
  10. Maddi S.R. Creating meaning through making decisions // The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications. Ed. by P.T.P. Wong. Routledge, 2012. Pp. 57–80.
  11. Maddi S.R. Hardiness: An operationalization of existential courage // Journal of Humanistic Psychol-ogy. 2004. Vol. 44. No. 3. Pр. 279–298.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степанюк Е.И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».