🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Значение комбинаторных правил для теории и технологии иноязычного образования в условиях его цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

 В статье сформулированы комбинаторные правила, рассматриваемые в качестве кибернетического инструмента (инструмента управления), обеспечивающего мотивационную, функциональную, содержательную и, следовательно, в целом адекватную организацию процесса иноязычного образования в условиях его цифровой трансформации. Называются преимущества использования комбинаторных правил с точки зрения цифровизации, а также подчеркивается значимость их разработки для реализации всей иерархической системы принципов иноязычного образования. По сути, намечен путь необходимой и актуальной гармонизации целей иноязычного образования и средств их достижения. Автор считает, что для решения одной из приоритетных задач государственной важности в сфере иноязычного образования — его цифровизации — необходимо более детально и глубоко осмыслить роль методики как теории и технологии иноязычного образования. Отмечается, что наблюдающийся сегодня цифровой формализм и ограниченность методик в цифровой среде обусловлены недостаточной опорой на математические принципы. Теория и технология иноязычного образования, по мнению автора, являясь самостоятельной наукой и обладая собственным 
теоретическим уровнем, может реализовать математические принципы в такой ее области, как методическая кибернетика на основе комбинаторных правил. Предлагаемые правила позволят генерировать и структурировать конфигурации элементов методических факторов, обеспечить адаптивность к образовательным целям и индивидуальным особенностям учащихся. В результате раскрывается научный инновационный потенциал процесса управления, а также повышается эффективность образовательного процесса. Подчеркивается, что существующая в научном дискурсе концепция комбинаторной лингводидактики, значимая для анализа языковых структур, не охватывает весь спектр методических задач, связанных с управлением образовательным процессом. Применение комбинаторных принципов создаст возможность снизить уровень энтропии и стимулировать дальнейшее развитие методики как  самостоятельной науки.

Об авторах

Е. А. Киселева

Липецкий государственный педагогический университет
им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Автор, ответственный за переписку.
Email: kiseleva_lspu@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-9695-2679
Россия, Липецк

Список литературы

  1. Асадуллин Р.М., Терегулов Ф.Ш. Фундаментальное и прикладное в педагогическом образова-нии // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 9–14.
  2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 228 с.
  3. Влавацкая М.В. Комбинаторная лингвистика (постановка проблемы) // Вестник Томского госу-дарственного университета. 2011. № 342. С. 7–10.
  4. Влавацкая М.В. Теоретические основы комбинаторной лингвистики: лексикологический и лек-сикографический аспекты: на материале русского и английского языков: дис. ... д. фи-лол. наук. Кемерово, 2013. 470 с.
  5. Кузнецов Н.В. Трансформация общественного взаимодействия в условиях цифровизации // Те-ория и практика общественного развития. 2019. № 3 (133). C. 12–15.
  6. Мастерова О.В., Грищенко В.В., Еловская Л.В., Бысь А.О., Тычинина Е.В. Эффект «педагоги-ческой харизмы»: влияние личности учителя на академическую успеваемость и лично-стное развитие учащихся // Human Progress. 2024. Том 10. № 10. https://doi.org/10.46320/2073-4506-2024-10a-17
  7. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. СПб: «Златоуст», 2015. 172 с.
  8. Пассов Е.И. Терминосистема методики как теории и технологии иноязычного образования. Кн. 9. Серия «Методика как наука». Елец: ООО «Типография», 2016. 735 с.
  9. Роганова И.И. Комбинаторика в жизнедеятельности человека и решение комбинаторных задач // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №11-1. С. 107–111.
  10. Сачков В.Н. Комбинаторный анализ // Математическая энциклопедия (в 5 томах). М.: Совет-ская Энциклопедия, 1979. Т. 2. С. 974–980.
  11. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образова-ние в России. 2020. № 4. С. 16–26.
  12. Стебаков Д.А. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии // Epistemology & Philosophy of Science. 2014. № 2 (40). С. 40–43.
  13. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31). https://doi.org/0.26795/2307-1281-2020-8-2-15
  14. Хуторской А.В. Современная дидактика. М.: Высш. шк., 2007. 639с.
  15. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики. М: Высшая школа, 1974. 112 с.
  16. Subedi K.R., Shrestha S.K., Subedi S. The Impact of Teachers' Academic Behavior on Students' Aca-demic Achievements // Bharatpur Pragya: Journal of Multidisciplinary Research. 2024. Vol. 2. No. 1. Pp. 66–79. https://doi.org/10.3126/bpjms.v2i01.65906

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Киселева Е.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».