Влияют ли поведенческие искажения и личные качества CEO на ESG-показатели? Свидетельства с фондового рынка РФ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Влияние поведенческих искажений и личных характеристик генерального директора на корпоративные решения и эффективность деятельности компании стало важной темой исследований в области менеджмента, корпоративного управления и финансов. Однако до сих пор отсутствуют эмпирические данные о влиянии поведенческих искажений на внедрение принципов устойчивого развития (sustainability) в стратегию компании — как в развивающихся, так и в развитых рынках. Мы стремимся восполнить этот пробел, представив результаты исследования роли поведенческих характеристик генерального директора и их влияния на эффективность применения ESG-подхода в управлении компанией на одном из крупнейших развивающихся рынков капитала — в России. В первую очередь мы сосредоточились на таких поведенческих особенностях, как оптимизм, нарциссизм, самоуверенность и неуверенность генерального директора, а также на их влиянии на ESG-показатели. Для идентификации поведенческих искажений мы использовали текстовый анализ и метод «мешка слов», применяя их к письмам генеральных директоров российским акционерам за 2017–2019 годы на выборке из 38 компаний с официальными внешними ESG-рейтингами. Наши результаты подтверждают значительное влияние оптимизма и нарциссизма на эффективность ESG-подхода, в то время как самоуверенность не демонстрирует статистически значимого влияния. Кроме того, наши выводы подтверждают значимость некоторых личных характеристик, таких как отраслевой опыт и техническое образование. Наши результаты подтверждают и дополняют предыдущие исследования, посвященные личным качествам генеральных директоров, а также предоставляют новые данные о влиянии этих характеристик на ESG в условиях развивающихся рынков капитала.

Об авторах

E. Lazareva

Автор, ответственный за переписку.
Email: Dmitrievskaya.ekaterina@gmail.com

Список литературы

  1. Kim B., Lee S., Kang K. H. The moderating role of CEO narcissism on the relationship between uncertainty avoidance and CSR. Tourism Management. 2018 Aug;67:203–213. doi: 10.1016/j.tourman.2018.01.018.
  2. Li Y., Gong M., Zhang X. Y., Koh L. The impact of environmental, social, and governance disclosure on firm value: the role of CEO power. British Accounting Review. 2018 Jan 1;50(1):60–75. doi: 10.1016/j.bar.2017.09.007.
  3. van Duuren E., Plantinga A., Scholtens B. ESG Integration and the Investment Management Process: Fundamental Investing Reinvented. Journal of Business Ethics. 2016;138(3):525–533. doi: 10.1007/s10551-015-2610-8.
  4. Kahneman D. Prospect theory: An analysis of decisions under risk. Econometrica. 1979;47:263–291. doi: 10.2307/1914185.
  5. Li F., Li T., Minor D. CEO power, corporate social responsibility, and firm value: a test of agency theory. International Journal of Managerial Finance. 2016;12(5):611–628. doi: 10.1108/IJMF-05-2015-0116.
  6. Gao Y., Han K. S. Managerial overconfidence, CSR and firm value. Asia-Pacific Journal of Accounting & Economics. 2020;1–19. doi: 10.1080/16081625.2020.1830558.
  7. Kutzschbach J. et al. How CEO’s education impacts CSR performance – An empirical analysis of publicly listed companies in Germany. Management. 2020;10(3):50–63. doi: 10.1108/MRR-04-2019-0182.
  8. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2014;35(1):1–23. doi: 10.46281/ijb.v9i1.1612.
  9. Albuquerque R., Koskinen Y., Zhang C. Corporate social responsibility and firm risk: Theory and empirical evidence. Management Science. 2018;65(10):4451–4469. doi: 10.1287/mnsc.2018.3043.
  10. McCarthy S., Oliver B., Song S. Corporate social responsibility and CEO confidence. Journal of Banking & Finance. 2017;75:280–291. doi: 10.1016/j.jbankfin.2016.11.024.
  11. Bhattacharya S. Does corporate social responsibility contribute to strengthen brand equity? An empirical study. International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2017;14(4):513–533. doi: 10.1007/s12208-017-0185-z.
  12. Peloza J. Using corporate social responsibility as insurance for financial performance. California Management Review. 2006;48(2):52–72. doi: 10.2307/41166338.
  13. Al-Shammari M., Rasheed A., Al-Shammari H. A. CEO narcissism and corporate social responsibility: Does CEO narcissism affect CSR focus? Journal of Business Research. 2019;104:106–117. doi: 10.1016/j.jbusres.2019.07.005.
  14. Datta S., Iskandar‐Datta M. Upper‐echelon executive human capital and compensation: Generalist vs specialist skills. Strategic Management Journal. 2014;35(12):1853–1866. doi: 10.1002/smj.2267.
  15. Petrenko O. V. et al. Corporate social responsibility or CEO narcissism? CSR motivations and organizational performance. Strategic Management Journal. 2016;37(2):262–279. doi: 10.1002/smj.2348.
  16. Barka H. B., Dardour A. Investigating the relationship between director’s profile, board interlocks and corporate social responsibility. Management Decision. 2015. doi: 10.30595/pssh.v7i.469.
  17. Velte P. Do CEO incentives and characteristics influence Corporate Social Responsibility (CSR) and vice versa? A literature review. Social Responsibility Journal. 2020 Oct 20;16(8):1293–1323. doi: 10.1108/SRJ-04-2019-0145.
  18. Chen W. T., Zhou G. S., Zhu X. K. CEO tenure and corporate social responsibility performance. Journal of Business Research. 2019 Feb;95:292–302. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.08.018.
  19. Hambrick D. C., Mason P. A. Upper echelons: The organization as a reflection of its top managers. Academy of Management Review. 1984 Apr;9(2):193–206. doi: 10.2307/258434.
  20. Zribi W., Boufateh T. Asymmetric CEO confidence and CSR: A nonlinear panel ARDL-PMG approach. The Journal of Economic Asymmetries. 2020;22(C). doi: 10.1016/j.jeca.2020.e00176.
  21. Malmendier U., Tate G., Yan J. Overconfidence and early‐life experiences: the effect of managerial traits on corporate financial policies. The Journal of Finance. 2011;66(5):1687–1733. doi: 10.1111/j.1540-6261.2011.01685.x.
  22. Weinstein N. D. Unrealistic optimism about future life events. Journal of Personality and Social Psychology. 1980;39(5):806–820. doi: 10.1037/0022-3514.39.5.806.
  23. Svenson O. Are we all less risky and more skillful than our fellow drivers? Acta Psychologica. 1981;47(2):143–148. doi: 10.1016/0001-6918(81)90005-6.
  24. Alicke M. D. Global self-evaluation as determined by the desirability and controllability of trait adjectives. Journal of Personality and Social Psychology. 1985;49(6):1621. doi: 10.1037/0022-3514.49.6.1621.
  25. Acker D., Duck N. W. Cross-Cultural Overconfidence and Biased Self-Attribution. Journal of Socio-Economics. 2008 Oct;37(5):1815–1824. doi: 10.1016/j.socec.2007.12.003.
  26. Anilov A. Do Overconfident CEOs Pay More to Shareholders? Evidence from the US Market. Корпоративные финансы. 2019 Nov;13(2). doi: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.2.2019.25-35.
  27. Choi P. M. S., Chung C. Y., Liu C. Self-attribution of overconfident CEOs and asymmetric investment-cash flow sensitivity. The North American Journal of Economics and Finance. 2018;46:1–14. doi: 10.1016/j.najef.2017.10.008.
  28. Galasso A., Simcoe T. S. CEO overconfidence and innovation. Management Science. 2011;57(8):1469–1484. doi: 10.1287/mnsc.1110.1374.
  29. Boone C., Buyl T., Declerck C., Sajko M. A neuroscience-based model of why and when CEO social values affect investments in corporate social responsibility. Leadership Quarterly. 2022;33(3):101386. doi: 10.1016/j.leaqua.2020.101386.
  30. Haynes K. T., Josefy M., Hitt M. A. Tipping point: Managers’ self-interest, greed, and altruism. Journal of Leadership & Organizational Studies. 2015;22(3):265–279. doi: 10.1177/1548051815585171.
  31. Park K. H., Byun J., Choi P. M. S. Managerial overconfidence, corporate social responsibility activities, and financial constraints. Sustainability (Switzerland). 2020 Jan 1;12(1):1–14. doi: 10.3390/su12010061.
  32. Jang J., Lee E. CEO Confidence Matters: The Real Effects of Short Sale Constraints Revisited. SSRN. 2018 June. doi: 10.2139/ssrn.3361254.
  33. Cha S. J., Park C. Corporate social responsibility as a tool for satisfying the narcissistic needs of a hubristic CEO. 경영학연구. 2018;47(2):451–479. doi: 10.17287/kmr.2018.47.2.451.
  34. Lin J.-C., Werner E. M., Huang Y.-C. Market competition, managerial overconfidence, and corporate social responsibility. Advances in Pacific Basin Business, Economics, and Finance. 2022 Mar 15;10:1–27. doi: 10.1108/S2514-465020220000010001.
  35. Gao Y., Han K. S. The Influence of Managerial Overconfidence on CSR: Based on A-Share Listed Chinese Companies. 경영교육연구. 2018;33(4):25–41. doi: 10.23839/kabe.2018.33.4.25.
  36. del Mar Miras-Rodríguez M., Machuca J. A. D., Escobar-Pérez B. Drivers that encourage environmental practices in manufacturing plants: A comparison of cultural environments. Journal of Cleaner Production. 2018;179:690–703. doi: 10.23839/kabe.2018.33.4.25.
  37. García-Meca E., Ramón-Llorens M. C., Martínez-Ferrero J. Are narcissistic CEOs more tax aggressive? The moderating role of internal audit committees. Journal of Business Research. 2021;129:223–235. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.02.043.
  38. Haynes K. T., Zattoni A., Boyd B. K., Minichilli A. Figureheads or potentates? CEO power and board oversight in the context of Sarbanes Oxley. Corporate Governance: An International Review. 2019 Nov 1;27(6):402–426. doi: 10.1111/corg.12293.
  39. Qin B. CEO Overconfidence and Corporate Environmental Performances. 2019. doi: 10.2139/ssrn.3440407.
  40. Choi H. S. et al. Overconfidence, corporate governance, and global CEO turnover. Advances in Financial Economics. Emerald Group Publishing Limited. 2013 Dec. doi: 10.1108/S1569-3732(2013)0000016004.
  41. Chatterjee A., Pollock T. G. Master of puppets: How narcissistic CEOs construct their professional worlds. Academy of Management Review. 2017 Oct 1;42(4):703–725. doi: 10.5465/amr.2015.0224.
  42. Myung J. K., Choi Y. H., Kim J. D. Effects of CEOs’ negative traits on corporate social responsibility. Sustainability. 2017;9(4):543. doi: 10.3390/su9040543.
  43. Smith M. B., Hill A. D., Wallace J. C., Recendes T., Judge T. A. Upsides to Dark and Downsides to Bright Personality: A Multidomain Review and Future Research Agenda. Journal of Management. 2018 Jan 1;44(1):191–217. doi: 10.1177/0149206317733511.
  44. Zhu H., Chen G. CEO Narcissism and the Impact of Prior Board Experience on Corporate Strategy. Administrative Science Quarterly. 2015 Mar 14;60(1):31–65. doi: 10.1177/0001839214554989.
  45. Zhu H., Chen G. Narcissism, director selection, and risk-taking spending. Strategic Management Journal. 2015 Dec;36(13):2075–2098. doi: 10.1002/smj.2322.
  46. O’Reilly C. A., Doerr B., Caldwell D. F., Chatman J. A. Narcissistic CEOs and executive compensation. The Leadership Quarterly. 2014 Apr 1;25(2):218–231. doi: 10.1016/j.leaqua.2013.08.002.
  47. Grijalva E., Harms P. D. Narcissism: An integrative synthesis and dominance complementarity model. Academy of Management Perspectives. 2014;28(2):108–127. doi: 10.5465/amp.2012.0048.
  48. Fermin A. S. R. et al. Representation of economic preferences in the structure and function of the amygdala and prefrontal cortex. Scientific Reports. 2016 Feb;6(1):1–11. doi: 10.1038/srep20982.
  49. Jensen M. C., Meckling W. H. Theory of the firm: Managerial behavior, agency costs and ownership structure. Journal of Financial Economics. 1976;3(4):305–360. doi: 10.1016/0304-405X(76)90026-X.
  50. Oesterle M. J., Elosge C., Elosge L. Me, myself and I: The role of CEO narcissism in internationalization decisions. International Business Review. 2016;25(5):1114–1123. doi: 10.1016/j.ibusrev.2016.02.001.
  51. Olsen K. J., Stekelberg J. CEO narcissism and corporate tax sheltering. Journal of the American Taxation Association. 2016 Mar 1;38(1):1–22. doi: 10.2139/ssrn.2446128.
  52. Chatterjee A., Hambrick D. C. It’s all about me: Narcissistic chief executive officers and their effects on company strategy and performance. Administrative Science Quarterly. 2007 Sep;52(3):351–386. doi: 10.2189/asqu.52.3.351.
  53. Buyl T., Boone C., Wade J. B. CEO narcissism, risk-taking, and resilience: An empirical analysis in U.S. commercial banks. Journal of Management. 2019;45(4):1372–1400. doi: 10.1177/0149206317699521.
  54. Patel P. C., Cooper D. The harder they fall, the faster they rise: Approach and avoidance focus in narcissistic CEOs. Strategic Management Journal. 2014;35(10):1528–1540. doi: 10.1002/smj.2162.
  55. O’Reilly C. A. III, Doerr B., Chatman J. A. “See You in Court”: How CEO narcissism increases firms’ vulnerability to lawsuits. The Leadership Quarterly. 2018;29(3):365–378. doi: 10.1016/j.leaqua.2017.08.001.
  56. Ham C., Seybert N., Wang S. Narcissism is a bad sign: CEO signature size, investment, and performance. Review of Accounting Studies. 2018;23(1):234–264. doi: 10.1007/s11142-017-9427-x.
  57. Sauerwald S., Su W. CEO overconfidence and CSR decoupling. Corporate Governance: An International Review. 2019 Jul;27(4):283–300. doi: 10.1111/corg.12279.
  58. Buchholz F., Lopatta K., Maas K. The deliberate engagement of narcissistic CEOs in earnings management. Journal of Business Ethics. 2020 Dec;167(4):663–686. doi: 10.1007/s10551-019-04176-x.
  59. Chemmanur T. J. et al. Top management human capital, inventor mobility, and corporate innovation. Journal of Financial and Quantitative Analysis. 2019;54(6):2383–2422. doi: 10.1017/S0022109018001497.
  60. Karnoukhova E., Stepanova A. Does Smart & Powerful CEO Contribute to the Performance of Technology Companies? Корпоративные финансы. 2019;13(4). doi: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.4.2019.39-58.
  61. Kaur R., Singh B. CEOs’ characteristics and firm performance: a study of Indian firms. Indian Journal of Corporate Governance. 2018;11(2):185–200. doi: 10.1177/0974686218806714.
  62. Gabršek R. et al. CEO Background and Company Performance – Evidence from the Cohesion Regions of Eastern and Western Slovenia. Lex Localis. 2018;16(3):591–612. doi: 10.4335/16.3.591-612(2018).
  63. Farook S., Hassan M. K., Lanis R. Determinants of corporate social responsibility disclosure: the case of Islamic banks. Journal of Islamic Accounting and Business Research. 2011 Sep;2(2):114–141. doi: 10.1108/17590811111170539.
  64. Wei J., Ouyang Z., Chen H. A. CEO characteristics and corporate philanthropic giving in an emerging market: The case of China. Journal of Business Research. 2018;87:1–11. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.02.018.
  65. Fernández‐Gago R., Cabeza‐García L., Nieto M. Independent directors’ background and CSR disclosure. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2018;25(5):991–1001. doi: 10.1002/csr.1515.
  66. Garcia-Blandon J., Argilés-Bosch J. M., Ravenda D. Exploring the relationship between CEO characteristics and performance. Journal of Business Economics and Management. 2019;20(6):1064–1082. doi: 10.3846/jbem.2019.10447.
  67. Hermuth-Kleinschmidt K. Nachhaltigkeit in den Naturwissenschaften – Beispiele und Ideen zur direkten Verknüpfung von Theorie und Praxis. Nachhaltigkeit in der Lehre. Springer Spektrum, Berlin, Heidelberg. 2018:69–88.
  68. Huang S. K. The impact of CEO characteristics on corporate sustainable development. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2013;20(4):234–244. doi: 10.1002/csr.1295.
  69. Barker V. L. III, Mueller G. C. CEO characteristics and firm R&D spending. Management Science. 2002;48(6):782–801. doi: 10.1287/mnsc.48.6.782.187.
  70. Hart O. Corporate governance: some theory and implications. The Economic Journal. 1995;105(430):678–689. doi: 10.2307/2235027.
  71. Lewis B. W., Walls J. L., Dowell G. W. S. Difference in degrees: CEO characteristics and firm environmental disclosure. Strategic Management Journal. 2014;35(5):712–722. doi: 10.1002/smj.2127.
  72. Oh W. Y., Chang Y. K., Cheng Z. When CEO career horizon problems matter for corporate social responsibility: The moderating roles of industry-level discretion and blockholder ownership. Journal of Business Ethics. 2016;133(2):279–291. doi: 10.1007/s10551-014-2397-z.
  73. Oh W. Y., Chang Y. K., Jung R. Experience-based human capital or fixed paradigm problem? CEO tenure, contextual influences, and corporate social (ir)responsibility. Journal of Business Research. 2018;90:325–333. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.05.034.
  74. García‐Sánchez I. M. et al. Impact of disclosure and assurance quality of corporate sustainability reports on access to finance. Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019;26(4):832–848. doi: 10.1002/csr.1724.
  75. Reimer M., Van Doorn S., Heyden M. L. M. Unpacking Functional Experience Complementarities in Senior Leaders’ Influences on CSR Strategy: A CEO-Top Management Team Approach. Journal of Business Ethics. 2018 Sep;151(4):977–995. doi: 10.1007/s10551-017-3657-5.
  76. Cho S. Y., Kim S. K. Horizon problem and firm innovation: The influence of CEO career horizon, exploitation and exploration on breakthrough innovations. Research Policy. 2017;46(10):1801–1809. doi: 10.1016/j.respol.2017.08.007.
  77. von den Driesch T. et al. How CEO experience, personality, and network affect firms’ dynamic capabilities. European Management Journal. 2015;33(4):245–256. doi: 10.1016/j.emj.2015.01.003.
  78. Habbash M. Corporate governance and corporate social responsibility disclosure. Journal of Economic and Social Development. 2016;3(1):87–103. doi: 10.1504/IJCSSR.2017.10005240.
  79. Sundarasen S. D. D., Je-Yen T., Rajangam N. Board composition and corporate social responsibility in an emerging market. Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2016;16(1):35–53. doi: 10.1108/CG-05-2015-0059.
  80. Sheikh S. An examination of the dimensions of CEO power and corporate social responsibility. Review of Accounting and Finance. 2019;18(2):221–244. doi: 10.1108/RAF-01-2018-0034.
  81. Федорова Е. А. и др. Влияние уровня оптимизма и уровня нарциссизма CEO на структуру капитала компании. Корпоративные финансы. 2019;13(1):60–75. doi: 10.17323/j.jcfr.2073-0438.13.1.2019.60-75.
  82. Chatterjee A., Hambrick D. C. Executive personality, capability cues, and risk taking: How narcissistic CEOs react to their successes and stumbles. Administrative Science Quarterly. 2011;56(2):202–237. doi: 10.1177/0001839211427534.
  83. Francoeur C. et al. How do powerful CEOs influence corporate environmental performance? Economic Modelling. 2021;94:121–129. doi: 10.1016/j.econmod.2020.09.024.
  84. Tran N., Pham B. The influence of CEO characteristics on corporate environmental performance of SMEs: Evidence from Vietnamese SMEs. Management Science Letters. 2020;10(8):1671–1682. doi: 10.5267/j.msl.2020.1.013.
  85. Gottesman A. A., Morey M. R. CEO educational background and firm financial performance. Journal of Applied Finance (Formerly Financial Practice and Education). 2010;20(2).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Lazareva E., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».