Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций
- Авторы: Швецова Н.К.1, Швецов А.А.2
-
Учреждения:
- Марийский государственный университет
- Поволжский государственный технологический университет
- Выпуск: Том 19, № 1 (2025)
- Страницы: 47-53
- Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2072-6783/article/view/290730
- DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2025-19-1-47-53
- ID: 290730
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Статья включает вопросы сетевого взаимодействия, реализуемые в организациях высшего образования. В процессе исследования представлены способы и возможности сетевого взаимодействия. Рассматриваются основные понятия, связанные с сетевым взаимодействием, сетевые образовательные модели. Система образования является сложным механизмом. Это обусловлено автономностью образовательных организаций, обеспечением открытости деятельности, цифровизацией образования. В связи с этим проявляется большой интерес к сетевому взаимодействию между участниками образовательных отношений для достижения целей, стоящих перед системой образования. Цель – совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по программам дополнительного образования на основе повышения координации между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики. Применены общенаучные методы исследования – анализ и синтез, индукция и дедукция. Заключение. По результатам исследования произведено совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, при реализации которой подразумевается проведение анализа уровня образования работников организаций реального сектора экономики и доведение их профессионального уровня до требований, предъявляемых работодателем.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
На сегодняшний день сетевое взаимодействие в сфере образования необходимо для развития образовательных учреждений. Достичь этого в сфере образования невозможно без внедрения инновационных разработок и реализации эффективных инновационной технологий, связанных с сетевым взаимодействием.
Актуальны рассматриваемые в статье вопросы совершенствования модели сетевого взаимодействия между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики, а также представленные формы и методы сетевого взаимодействия, реализуемые в образовательных организациях.
Таким образом, целью данной статьи является совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по программам дополнительного образования на основе повышения координации между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Обзор литературы и исследований
Для системы высшего образования технология сетевого взаимодействия позволяет не только объединять отдельные вузы в единую образовательную среду, а ресурсы в единый образовательный механизм, но и создавать на этой основе уникальные образовательные программы и курсы. При этом при организации сетевого партнерства необходимо учитывать специфику каждого образовательного учреждения, их материально-техническую и научную базу.
«Современная высшая школа России в настоящее время переживает период реформ, обусловленных переходом к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям развития общества» [1].
На сегодняшний день новые подходы в развитии высшего образования способствуют развитию экономики. Это связано с изменением информационного пространства, где наиболее востребованным подходом в системе образования является сетевое взаимодействие.
Применяя сетевые формы образовательных программ, решаются следующие задачи:
- Рациональное использование материально-технических, кадровых, ресурсов организаций-участников сетевого взаимодействия;
- Развитие видов и разнообразия реализуемых дополнительных программ в сфере образования;
- Расширение возможностей для передачи передового педагогического опыта.
Современное высшее образование тесно связано с использованием информационных и коммуникационных технологий, что позволяет создавать новые образовательные модели и методы обучения. Сетевое взаимодействие является одной из таких моделей, которая позволяет объединять ресурсы нескольких образовательных учреждений и создавать уникальную среду обучения [2].
При реализации сетевого взаимодействия выполняются следующие условия: во-первых, каждый участник сетевого взаимодействия должен обладать необходимыми ресурсами (финансовыми ресурсами, интеллектуальными ресурсами и т. д). Во-вторых, это своевременное установление многосторонних связей между всеми участниками проекта, таких как единая информационная среда, техническая поддержка и эффективное взаимодействие.
На сегодняшний день в управлении образовательной организацией применимы и доступны следующие типы сетевого взаимодействия:
- горизонтальное сетевое взаимодействие;
- вертикальное сетевое взаимодействие;
- матричное сетевое взаимодействие;
- гибридное сетевое взаимодействие.
Горизонтальный тип сетевого взаимодействия проявляется через централизованный контроль. Взаимодействие происходит через отделы, факультеты и другие подразделения (рис. 1).
Рис. 1. Сетевое взаимодействие горизонтального типа
Fig. 1. Horizontal networking
При вертикальном типе сетевого взаимодействия управление и контроль данных образовательных учреждений проводиться сверху вниз, т. е. от центра к периферии (рис. 2). При организации сетевого партнерства и взаимодействия структурная организация может включать наряду с ресурсными центрами и технопарками такие элементы, как совместные базы практик и кафедры, а также новые инновационные площадки.
Рис. 2. Вертикальный тип сетевого взаимодействия
Fig. 2. Vertical type of networking
Когда происходит взаимодействие сетевой организации с отдельными группами или командами, используется матричный способ. Данный способ реализуется в рамках проекта или задачи. Управление при таком способе взаимодействия реализуется через взаимодействие сферы дополнительного образования и образовательных учреждений вокруг одного образовательного ресурсного центра (рис. 3).
Рис. 3. Матричный тип сетевого взаимодействия
Fig. 3. Matrix type of networking
В свою очередь смешанное взаимодействие является формой, при которой субъектами выступают образовательные организации, такие как: центры дополнительного образования, ресурсные центры и сфера профессионального образования (рис. 4).
Рис. 4. Смешанная модель сетевого взаимодействия
Fig. 4. Mixed model of networking
Данный тип сетевого взаимодействия способствует быстрому доведению информации между участниками сети по горизонтали и по вертикали [3].
Существуют требования к выбору сетевого взаимодействия, основными из которых являются: размер и структура образовательной организации, а также требования к ее управлению.
Сетевое взаимодействие является современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться [3].
Существуют примеры сетевого взаимодействия «в образовании, которым является сетевой консорциум федеральных университетов, участвующий в программе «Приоритет-2030», представляющий собой объединение высших образовательных учреждений. Благодаря научной деятельности, проводимой университетами в рамках данной организации, эта сеть имеет ряд преимуществ: хорошую нормативную базу и положительный опыт в организации инновационных бизнес-проектов» [4].
Также на сегодняшний день типами сетевого взаимодействия являются сетевые образовательные программы, среди которых можно выделить три модели:
- для первой модели характерно обучение с помощью параллельных образовательных программ, которое способствует получению двух дипломов об образовании после окончания обучения;
- при реализации второй модели должно соблюдаться условие, при котором «необходимо привлечение дополнительных ресурсов для реализации образовательных целей. Данные программы включают использование стадионов, столовых, библиотек и других ключевых ресурсов для реализации основной образовательной программы» [5];
- третья модель, как правило, включает сеть образовательных программ, предназначенных для учебных заведений, готовых к сетевому сотрудничеству. Данные сетевые образовательные модели могут включать:
- Создание онлайн-курсов с открытым доступом, при которых обучение может происходить одновременно по сети по актуальным темам, реализуемым ведущими университетами мира, что делает их доступными для обучающихся через Интернет.
- Реализацию закрытых онлайн-курсов, при которых участники процесса обучаются в небольших группах в рамках университетов.
- Реализацию виртуальных университетов, при которой обучению подлежит сетевая образовательная модель, объединяющая несколько университетов для создания универсального виртуального учебного заведения. Это наиболее удобный формат, который соответствуют потребностям и интересам обучающихся.
- Реализацию мультикамерного обучения посредствам видеотрансляции, записи мультимедийных материалов, просмотр материалов в любое время.
Для эффективной реализации, адаптации и внедрения сетевых образовательных моделей в управлении организаций высшего образования существуют необходимые требования. К ним относят:
- индивидуализацию обучения, при которой «данные сетевые образовательные модели имеют персонализированный подход к обучению и способствуют освоению обучающимися курсов, программ и различных форматов обучения» [6];
- использование новых технологий в обучении, с применением онлайн-курсов, видеолекций и вебинаров;
- компетентностный подход при реализации данных моделей;
- качество сетевых образовательных моделей, в соответствии с требованиями работодателей. Данные требования обеспечат эффективное внедрение и использование образовательных моделей в образовательный процесс.
Так, сетевая форма образовательных программ дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм [7].
При реализации сетевого взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций [8].
Таким образом к наиболее эффективным концепциям развития системы образования в условиях прогрессирующей глобализации относят сетевую, предполагающую формирование по вертикальным и горизонтальным связям неформальных объединений учреждений образования и субъектов хозяйствования на региональном, межрегиональном, государственном и межгосударственном уровнях [9].
Вопросы сетевого взаимодействия рассматриваются также в трудах А. А. Лопаревой [10].
Материалы и методы
Материалами исследования послужили научные труды различных ученых по теории и практике сетевого взаимодействия и формированию сетевых образовательных программ. В статье применены общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический.
Результаты исследования
Сетевые формы взаимодействия могут быть представлены посредствам реализации дополнительных программ.
Цель сетевой программы – это взаимодействие организаций, обеспечение качества, доступности и эффективность обучения. В задачи программы включаются следующие компоненты:
- обеспечение эффективного процесса обучения, связанного с применением командной работы участников, использование передовых технологий в решении требуемых задач;
- демонстрация логического и творческого мышления участников процесса обучения в процессе сетевого взаимодействия, развитие коммуникативных способностей обучающихся в творческой работе.
Проведем совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по программам дополнительного образования на основе повышения координации между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики. Модель, представленная на рисунке 5, состоит из:
- целевого компонента;
- управленческого компонента;
- участников сетевого взаимодействия;
- форм и методов сетевого взаимодействия;
- результативного компонента.
Рис. 5. Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций
Fig. 5. The model of network interaction between educational organisations
В основе совершенствования модели сетевого взаимодействия образовательных программ заложен метод анализа работников организаций, без наличия законченного уровня профессионального обучения и повышение их уровня образования, для решения профессиональных задач на производствах.
Заключение
Таким образом развитие сетевых форм в образовании характеризуется взаимодействием между образовательными организациями для решения требуемых задач. Развитие сетевого взаимодействия в сфере образования является залогом повышения качества образования в целом.
Об авторах
Наталия Кимовна Швецова
Марийский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Shvecovank@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0449-3864
кандидат экономических наук, доцент кафедры агроинженерии и технологии производства, переработки сельскохозяйственной продукции
Россия, пл. Ленина, 1, Йошкар-Ола, 424000Андрей Андреевич Швецов
Поволжский государственный технологический университет
Email: Av-shvesov2015@yandex.ru
студент 5 курса факультета информатики и вычислительной техники
Россия, пл. Ленина, 3, Йошкар-Ола, 424000Список литературы
- Верещагина Н. О. Опыт реализации образовательных программ в сетевой форме (на примере магистерской программы «Образовательный туризм») // География: развитие науки и образования : коллективная монография по материалам Международ. науч.-прак. конф. LXVIII Герценовские чтения, посвящ. 70-летию создания ЮНЕСКО. СПб., 2015. С. 465‒466. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46358436&pff=1 (дата обращения: 04.12.2024).
- Сапрыгина Д. А. Сетевое взаимодействие в управлении организациями высшего образования и сетевые образовательные программы: типы и модели // Менеджер. 2023. № 2 (104). С. 128‒137. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.8296614
- Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании / С. А. Осяк, Т. В. Газизова, З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, Л. Н. Храмова, В. В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1‒1. С. 945. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25324624 (дата обращения: 04.12.2024).
- Макаренко С. Н. Сетевая форма реализации образовательных программ // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49‒2. С. 8‒11. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-04-2019-24
- Соболев А. Б. Сетевая форма реализации образовательных программ: различия и типология // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 3‒4. С. 3‒11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24093101 (дата обращения: 04.12.2024).
- Федорова Н. М., Чуркина Н. И. Организация научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в сетевом формате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 4 (20). С. 161‒166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27673553 (дата обращения: 04.12.2024).
- Весна Е. Б., Гусева А. И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21162692 (дата обращения: 04.12.2024).
- Евдокимова В. Е, Устинова Н. Н. Дополнительная общеобразовательная программа как пример сетевого взаимодействия учреждений образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47830281 (дата обращения: 04.12.2024).
- Байбардина Т. Н., Бурцева О. А., Наливайко Л. С. Роль сетевого образования в интегрированной системе взаимодействия // Потребительская кооперация. 2020. № 2 (69). С. 38‒42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036028 (дата обращения: 04.12.2024).
- Лопарева А. А. Тенденции изменений сетевого взаимодействия организаций, изменений педагогического потенциала. Модель сетевого взаимодействия отделения МАН «Интеллект будущего» «Зеленый пилигрим» // Евразийский союз ученых. 2020. № 5‒8 (74). С. 35‒42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-izmeneniy-setevogo-vzaimodeystviya-organizatsiy-izmeneniy-pedagogicheskogo-potentsiala-model-setevogo-vzaimodeystviya?ysclid=m4kzqy51ja58743047 (дата обращения: 04.12.2024).
Дополнительные файлы
