Социальный успех в моделях личного успеха современной студенческой молодежи
- Авторы: Рожкова Л.В.1, Гладилина В.А.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 5-14
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2072-3016/article/view/297081
- DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3016-2025-1-1
- ID: 297081
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Успех в жизни каждого человека разный. Он может опираться на модель социального успеха, транслируемого в обществе, или, в случае несовпадения ценностных оснований, выстраиваться на собственной основе, исходя из личностных предпочтений, установок и ценностей. В любом случае можно говорить о том, что каждый индивид выбирает и проводит в жизнь свою модель успеха. Основная цель исследования – анализ доминирующих моделей личного успеха в среде студенческой молодежи и их взаимосвязь с моделями социального успеха. Материалы и методы. Исследование успеха молодежи проводится на основе анализа теоретических подходов к понятию и моделям успеха, данных опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественное мнение», региональных исследований, а также результатов авторских исследований среди студентов вузов Пензы и Саратова (2024 г.). Результаты. Проанализированы основные модели успеха, представленные в работах отечественных исследователей, выявлены доминирующие модели жизненного успеха в среде студенческой молодежи, самооценки успешности студентов и средства их достижения. Выводы. По результатам исследований установлено, что современные студенты более тяготеют к миксу американской и компромиссной моделям успеха. Основные составляющие жизненного успеха для молодежи – семья и материальное благополучие; идеалами успешных людей для них являются люди из их окружения. Основные средства достижения успеха – постановка и планирование достижения целей и образование, а для реализации своих целей студенты готовы идти на риск.
Ключевые слова
Об авторах
Лилия Валерьевна Рожкова
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mamaeva_lv@mail.ru
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, экономической теории и международных процессов
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Валерия Алексеевна Гладилина
Пензенский государственный университет
Email: gladilina.lera@mail.ru
аспирант кафедры социологии, экономической теории и международных процессов
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Список литературы
- Смирнова П. В., Цаплина О. В. Атрибуция успехов и неудач как ресурс проектирования профессионально-личностного развития студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2. С. 55–62. URL: https://doi.org/ 10.24158/spp.2024.2.6
- Ядова М. А. Жизненные траектории городской молодежи в России и за рубежом // Социология города. 2023. № 1. С. 20–29. doi: 10.35211/19943520_2023_1_20
- Тихонина С. А., Симонова М. О. Представление студенческой молодежи о жизненном успехе: опыт социологического исследования // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 2. С. 134–138.
- Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 41–48.
- Кокоткина О. С. Формирование модели жизненного успеха личности: социально-философский аспект // Вестник Луганского государственного университета имени В. Даля. 2021. № 1 (43). С. 228–230.
- Дубин Б. Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения. 1998. № 5. С. 18–22.
- Рожкова Л. В., Гладилина В. А. Факторы и компоненты жизненного успеха современной студенческой молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 107–119. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-11 EDN: MKPELE
- Седова Н. Н. Жизненный успех молодежи – от Москвы до самых до окраин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 505–529. doi: 10.14515/monitoring.2019.6.26
- Реутов Е. В., Реутова М. Н., Тришина Т. В., Шавырина И. В. Российская молодежь: социальная диспозиция и перспектива // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 3 (71). С. 132–137. doi: 10.52452/18115942_2023_3_132
- Клочкова О. Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора: на приме-ре студентов московских педагогических вузов : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. М., 2003. 26 с.
- Согомонов А. Ю. Генеалогия успеха и неудач. М. : Солтэкс, 2005. 384 с. (Сер.: Библиотека Центра социологического образования).
- Лукашевич Е. В. «В надежде славы и добра»: Динамика концепта «успех» в массовом сознании россиян // PR в изменяющемся мире: региональный аспект : сб. ст. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. URL: https://www.asu.ru/files/documents/00003370.pdf
- Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в совре-менной России : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Екатеринбург, 2004. 145 с.
- Фетисова О. В. Категория успеха в ценностной картине мира россиян: динамический аспект // Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series Socio-Economic Sciences. 2021. № 14 (3). С. 90–94. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-90-94
- Петухов В. Новые активные русские: жизненные приоритеты, социальная мобильность, понимание успеха // Психология и бизнес. URL: https://psycho.ru/ library/312
Дополнительные файлы
