Рынок гостеприимства в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мировая общественно-политическая и экономическая конъюнктура непосредственно воздействует на туристическую отрасль – претерпевает изменения устройство трафиков туристов, лидерские позиции на туристическом рынке приобретают новые игроки, ряд регионов и стран переориентируют свою экономическую деятельность на туризм, ставя его в приоритет, появляются иные разновидности и форматы путешествий. За прошедшие три года со значительными изменениями столкнулась конфигурация рынка туризма и гостеприимства России, что обусловлено трансформацией международных экономических и политических отношений. На базе осуществленной аналитической обработки количественной информации, описывающей макроуровень, выявлены ключевые препятствия для роста гостиничной отрасли, а также определены актуальные направления ее продвижения.

Целью работы выступает изучение функционирования и эволюции российского гостиничного рынка с учетом тенденций развития мирового рынка гостеприимства.

Материалы и методы. Исследование базируется на самостоятельных изысканиях авторов, а также на сведениях, предоставленных государственной статистической службой России и Всемирной туристской организации ООН. В работе задействовались методы статистической оценки, наблюдения, аккумуляции данных, техника сопоставления для обнаружения схожих и отличных характеристик у нескольких систем.

Результаты. По итогам выполненной работы сформировано несколько заключений. Воздействие экономических ограничений, попытки изолирования России на международной арене нивелируют позитивный результат экспансии российских туристических продуктов на глобальном рынке. Ключевой тенденцией, касающейся состояния сферы гостеприимства в 2024 году в России, выступает повышение востребованности продуктов, имеющих высокую стоимость. Увеличилась значимость качественных характеристик путешествий. Состояние и развитие отрасли гостеприимства в России обуславливаются качественными характеристиками технической базы, простотой доступа к ней, ее надежностью и защищенностью. Достижение этих параметров инфраструктуры невозможно без перманентных усилий со стороны органов власти.

Сфера использования результатов. Результаты, полученные в рамках работы, могут быть задействованы для реализации практических задач государственных учреждений в регионах, занимающихся поддержкой отрасли гостеприимства.

Об авторах

Татьяна Николаевна Сафронова

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tsafronova@sfu-kras.ru
ORCID iD: 0000-0001-6464-6837

доцент кафедры «Гостиничное дело», кандидат технических наук, Институт торговли и сферы услуг

 

Россия, ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Татьяна Леонтьевна Камоза

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: TKamoza@sfu-kras.ru

профессор кафедры «Технология и организация общественного питания», доктор педагогических наук, Институт торговли и сферы услуг

 

Россия, ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Ольга Михайловна Евтухова

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: oevtukhova@sfu-kras.ru

доцент кафедры «Технология и организация общественного питания», кандидат биологических наук, Институт торговли и сферы услуг

 

Россия, ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Милена Анатольевна Ханеева

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: 89833760709@mail.ru

студентка кафедры «Гостиничное дело», Институт торговли и сферы услуг

 

Россия, ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Анастасия Ивановна Ванчикова

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: anastasiyavanchikova@gmail.com

студентка кафедры «Гостиничное дело», Институт торговли и сферы услуг

 

Россия, ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660041, Российская Федерация

Список литературы

  1. Ассоциация туроператоров (АТОР). (2024). Аналитическая служба АТОР. Получено с https://www.atorus.ru/node/58458 (дата обращения: 15.12.2024).
  2. Вашкевич, Н. П., & Барыкин, С. Е. (2023). Проблемы обеспечения экономической эффективности участников экосистемы инклюзивного туризма. Экономический вектор, (4), 91–96. https://doi.org/10.36807/2411-7269-2023-4-35-91-96
  3. Десфонтейнес, Л. Г., & Корчагина, Е. В. (2024). Развитие инклюзивного туризма в России: проблемы и перспективы. Журнал правовых и экономических исследований, (1), 169–173. https://doi.org/10.26163/GIEF.2024.52.26.025
  4. Оборин, М. С., & Сарян, А. А. (2020). Развитие туристских потоков и особенности их сегментации. Сервис в России и за рубежом, 14(1), 13–22. https://doi.org/10.24411/1995-042X-2020-10102
  5. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439 (ред. от 17.06.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"». (2022). Получено с http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405703 (дата обращения: 05.01.2024).
  6. Потенциал индустрии туризма и гостеприимства: традиции, инновации, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 4 декабря 2023 г. / под науч. ред. Н. П. Манько, Г. Г. Николаева; Российская международная академия туризма. Москва: Университетская книга, 2024. 205 с.
  7. Travel & Camera. (2023). Исследование журнала Travel & Camera. Получено с https://www.travelandleisure.com/worlds-best/best-hotel-brands-2022 (дата обращения: 05.12.2024).
  8. WTTC. (2024). Исследования WTTC с участием экспертов Oxford Economics. Получено с https://www.statista.com (дата обращения: 05.11.2024).
  9. Капущак, И. Я., & Харитонова, Н. А. (2021). Российский сектор услуг: современное состояние и основные тенденции развития. Сервис в России и за рубежом, 15(1), 24–35. https://doi.org/10.24412/1995-042X-2021-1-24-35
  10. Корчагин, Е. П. (2015). Российский рынок туризма в условиях экономического кризиса. Вестник ТГУ, (6), 94–100.
  11. Курбанов, А. Х., & Логачева, А. И. (2024). Экономика России в условиях специальной военной операции на Украине. В сборнике: Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности в условиях специальной военной операции: Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2024 года (с. 21-24). Курск: ЗАО "Университетская книга".
  12. Котляров, И. Д. (2023). Феномен псевдо-брендов на российском рынке в условиях санкций. Экономика и управление: теория и практика, 9(2), 36–48.
  13. Лукьянова, Е. П., & Макаревич, М. Л. (2022). Меры государственной поддержки предприятий в сфере туризма в условиях санкций 2022 года и перспективы развития внутреннего туризма. В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции (том 2, с. 230–232). Курск: Юго-Западный государственный университет.
  14. Макаревич, М. Л., Макарова, В. А., & Клундук, Д. А. (2023). Туризм в особо охраняемых природных территориях: Парфеньевский район Костромской области. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции (часть 4, с. 556–565). Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС.
  15. Пастернак, К. Г. (2024). Усадебный туризм как индикатор продвижения культурного-исторического наследия малых городов и сельских поселений. Московский экономический журнал, 9(3), 366–390. https://doi.org/10.55186/2413046X-2024-9-3-154
  16. Плотников, В. А., & Цехомский, Н. В. (2022). Проблемы финансового сопровождения хозяйственных операций в условиях экономических санкций. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, (6), 68–72.
  17. Поспелова, С. В., & Кутыева, Э. Р. (2022). Ресурсы развития этнического туризма на территории арктической части России. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (3-3), 211–214. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-3-3-211-214
  18. Розанова, Т. П. (2022). Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России. Управленческие науки, 12(2), 45–54. https://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-2-45-54
  19. Романова, А., & Морозова, М. А. (2019). Разработка мобильных приложений как инновационного инструментария управления отзывами для мониторинга качества туристских услуг. Наука и бизнес: пути развития, (12(102)), 128–131.
  20. Сафронова, Т. Н., Яброва, О. А., Камоза, Т. Л., & Евтухова, О. М. (2019). Современные тенденции и проблемы развития гостиничного рынка Красноярского края. Наука Красноярья, 8(3), 82–97. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2019-3-82-97
  21. Сафронова, Т. Н., Яброва, О. А., Шитова, Д. Д., & Ханеева, М. А. (2023). Рынок туризма в мире и в России: современное состояние и перспективы развития. Наука Красноярья, 12(3), 26–44. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2023-12-3-26-43
  22. Суворова, С. Д., & Куликова, О. М. (2022). Цифровая трансформация бизнеса. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, (2), 54–59. https://doi.org/10.47581/2022/IE.2.60.10
  23. Федеральная служба государственной статистики. (2022). Получено с https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.12.2024).
  24. Яшалова, Н. Н. (2015). Стимулирование устойчивого эколого-экономического развития региона (автореферат диссертации доктора экономических наук). Москва. 38 с.
  25. Church, A., Coles, T., & Fish, R. (2017). Tourism in sub-global assessments of ecosystem services. Journal of Sustainable Tourism. Published online: 20 Mar 2017. https://doi.org/10.1080/09669582.2017.1291649
  26. Hufbauer, G. C., Schott, J. J., Elliott, K. A., & Oegg, B. (2009). Economic sanctions reconsidered (3rd ed.). Washington, DC: Peterson Institute for International Economics. 233 p. https://econpapers.repec.org/bookchap/iieppress/4129.htm
  27. Safronova, T. N., Balyabina, T. A., Evtukhova, O. M., Shitova, D. D., & Aleksandrenko, N. A. (2022). Domestic tourism is a modern trend in the development of the market of tourism services in Russia. Economics and Entrepreneurship, (11), 505–513.
  28. World Economic Forum. (2019). The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Geneva: World Economic Forum. 129 p. Retrieved December 5, 2024, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».