Вестник МГСУ

Рецензируемый научно-технический журнал по строительству и архитектуре Вестник МГСУ / Vestnik MGSU

ISSN (print): 1997-0935, ISSN (online): 2304-6600 

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 63119 от 18.09.2015

Основан в 2005 году, 1-й номер вышел в сентябре 2006 года.

Выходит ежемесячно при научно-информационной поддержке:

  • Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН)
  • Международной общественной организации содействия строительному образованию (АСВ)

Журнал публикует статьи авторов из различных стран на русском и английском языках.

Включен в  Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Тематический охват соответствует утвержденной номенклатуре научных специальностей:

  • 2.1.1. Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки);
  • 2.1.2. Основания и фундаменты, подземные сооружения (технические науки);
  • 2.1.3. Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (технические науки);
  • 2.1.4. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов (технические науки);
  • 2.1.5. Строительные материалы и изделия (технические науки);
  • 2.1.6. Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология (технические науки);
  • 2.1.7. Технология и организация строительства (технические науки);
  • 2.1.9. Строительная механика (технические науки);
  • 2.1.10. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (технические науки);
  • 2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура);
  • 2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (технические науки);
  • 2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура);
  • 2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (технические науки);
  • 2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (технические науки);
  • 2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (архитектура);
  • 2.1.14. Управление жизненным циклом объектов строительства (технические науки);
  • 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки);
  • 5.2.6. Менеджмент (экономические науки).


Журнал включен в ядро Российского индекса научного цитирования, базу данных Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science.

Журнал входит в  Белый список (3 уровень).

Публикация в журнале для авторов бесплатная. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов.

Учредитель: Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет)

Главный редактор: Теличенко Валерий Иванович, академик РААСН, д-р техн. наук, профессор 

Периодичность / доступ: 12 выпусков в год / открытый

Текущий выпуск

Том 19, № 12 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Проектирование и конструирование строительных систем. Строительная механика. Основания и фундаменты, подземные сооружения

Экспериментальные исследования несущей способности балок составного двутаврового сечения из пултрузионных стеклопластиковых профилей (ПСП)
Салахутдинов М.А., Арипов Д.Н., Ханеков А.Р., Киселев С.С.
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются результаты натурных испытаний балок составного двутаврового сечения из пултрузионных стеклопластиковых профилей (ПСП) для оценки их несущей способности и прогибов. Актуальность исследования обусловлена ограничением применения сплошных балок из пултрузионных стеклопластиковых профилей для относительно больших пролетов, что требует применения балок составного сечения. Разработаны конструктивные решения балок составного двутаврового сечения из пултрузионных стеклопластиковых профилей, пояса которых выполнены из парных уголков, со сплошной и перфорированной стенками. В настоящее время отсутствует действующая нормативная документация на уровне сводов правил или ГОСТ, в которых приведена методика расчета несущей способности для составных сечений из ПСП, особенно балок с перфорированной стенкой.Материалы и методы. Экспериментальные исследования выполнялись на трехточечный изгиб. В процессе натурных испытаний фиксировались вертикальные перемещения балок и деформации стенки относительно полок.Результаты. По результатам натурных испытаний определены несущая способность, прогибы составной двутавровой балки со сплошной и перфорированной стенками. Проведен сравнительный анализ с результатами экспериментальных и численных исследований.Выводы. Значимость натурных испытаний заключается в оценке несущей способности и прогибов балок составного двутаврового сечения из пултрузионных стеклопластиковых профилей при трехточечном изгибе, возможности дальнейшего развития и совершенствования методики их расчета.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1883-1895
pages 1883-1895 views
Цифровое моделирование разрушения в элементах дорожных ограждений при ударном наезде автомобиля
Демьянушко И.В., Титов О.В., Михеев П.С., Карпов И.А.
Аннотация
Введение. Одним из эффективных средств снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на автомобильных дорогах является установка дорожных ограждений (ДО) различного типа. Надежность ДО определяется способностью сопротивляться разрушению при ударе автомобиля и сохранять свою функциональность для различных случаев наезда. Анализ существующих зарубежных и отечественных методов моделирования процессов столкновений показал, что предельным состоянием конструкций ДО при ударе автомобиля обычно считается достижение какого-либо предельного значения механических характеристик материала ДО. Моделирование разрушения элементов ДО, а также оценка их работы после достижения материалом предельных характеристик в момент локализации деформаций связаны с необходимостью учета разрушения в физико-математических моделях материала ДО, что необходимо для объективной оценки работы конструкций ДО как при проектировании, так и при сертификационном анализе.Материалы и методы. В качестве объекта исследования выбраны барьерные и фронтальные ограждения. Для достижения высокой точности результатов применен подход с валидацией моделей по схеме «материал – деталь – изделие». С целью построения участка истинной диаграммы на участке локализации деформации был использован феноменологический закон упрочнения Хоккетта и Шерби. Оценка разрушения производилась по критерию эффективных пластических деформаций, а также с помощью модели накопления поврежденности GISSMO. Валидация разработанных отдельных элементов конструкций ограждений проводилась на основе стендовых испытаний.Результаты. Определены основные параметры моделей материалов и модели накопления поврежденности GISSMO, разработаны валидированные модели ключевых элементов исследуемых конструкций ограждений. Выполнены полномасштабные виртуальные испытания исследуемых конструкций ограждений с использованием разработанных валидированных элементов, которые показали хорошую сходимость с натурным экспериментом.Выводы. В результате анализа выявлено, что наибольшей точностью в описании разрушения элементов конструкций дорожных ограждений обладает подход с применением модели накопления поврежденности GISSMO. Для разработки валидированных моделей конструкций ограждений целесообразно использовать обратный метод и проводить валидацию отдельных элементов посредством стендовых испытаний.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1896-1919
pages 1896-1919 views
Упрощенный вариант методики расчета многослойных составных стержней по теории А.Р. Ржаницына
Филатов В.В., Хоанг Т.Л.
Аннотация
Введение. Предложена модификация теории составных стержней (ТСС) А.Р. Ржаницына. Она является одним из наиболее распространенных методов расчета многослойных строительных конструкций. Напряженно-деформированное состояние многослойных составных балок устанавливается функциями прогибов, изгибающих моментов и усилий в непрерывно распределенных межслойных связях, препятствующих взаимному сдвигу слоев. Усилия в связях сдвига определяются из решения системы n обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка, где n — количество межслойных швов. Предложенная методика строится на гипотезе функциональной зависимости между сдвигающими усилиями в швах балки. Данное предположение позволяет свести задачу определения функций сдвигающих усилий к решению одного обыкновенного дифференциального уравнения второго порядка. Таким образом, число совместно решаемых дифференциальных уравнений, описывающих задачу, сокращается с n + 2 до трех при любом количестве слоев.Материалы и методы. Для решения системы дифференциальных уравнений как в постановке Ржаницына, так и в упрощенной постановке, привлекаются разностные уравнения метода последовательных аппроксимаций.Результаты. Получены результаты расчета шестислойной балки с использованием трех моделей: в постановке А.Р. Ржаницына, с привлечением упрощенной методики Р.Ф. Габбасова и В.В. Филатова, в постановке авторов статьи. Выполнено сравнение результатов расчета по упрощенным методикам с ТСС. Исследовано влияние различных параметров (геометрических и механических характеристик слоев, жесткости швов на сдвиг) на работу упрощенных моделей. Построены эпюры максимальных продольных и касательных напряжений для разных вариантов компоновки поперечного сечения составной балки.Выводы. Представлены рекомендации и описаны ограничения по возможностям применения предлагаемой методики расчета многослойных балок на действие статических нагрузок. Методика может быть рекомендована к использованию в практике проектных организаций и в учебном процессе профильных учебных заведений высшего образования.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1920-1936
pages 1920-1936 views

Строительное материаловедение

Исследование эффективности использования шлаков черной металлургии в слоях основания дорожной одежды
Чернов С.А., Леконцев Е.В., Шрейнер В.С., Фукс А.В., Пискунов А.И.
Аннотация
Введение. Представлены результаты исследования характеристик металлургических шлаков, рассмотрена возможность их применения в органоминеральных смесях для слоев основания дорожной одежды с учетом технологических особенностей их приготовления и показателей эксплуатационных свойств. Тема исследования является актуальной как для отдельных регионов, так и для страны в целом. Количество отходов металлургического производства ежегодно увеличивается и исчисляется сотнями миллионов тонн. Главным направлением снижения отходов производства является их утилизация. Еще большую актуальность данная проблема приобретает на фоне постоянно снижающихся запасов природных материалов, увеличение потребности которых обусловлено высокими темпами развития материального производства и ускорением научно-технического прогресса. Таким образом, применение шлаковых материалов в дорожном строительстве не только поспособствует утилизации отходов, но и позволит решить ряд экологических и экономических задач. Целью исследования является комплексное изучение влияния шлаков черной металлургии на показатели физико-механических и эксплуатационных свойств органоминеральных смесей слоев основания дорожной одежды и обоснование их эффективного применения в дорожном строительстве. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить химический анализ исследуемых шлаков и изучить механизм взаимодействия шлаковых материалов с вяжущими; 2) оценить степень влияния шлаковых материалов на физико-механические и эксплуатационные свойства органоминеральных смесей; 3) разработать методику определения накопления остаточных деформаций в органоминеральных смесях и установить закономерности их изменения во времени; 4) определить модуль жесткости и количество циклов до отказа в исследуемых органоминеральных смесях в зависимости от природы происхождения материала. Сталеплавильные шлаки черной металлургии могут способствовать получению органоминеральных смесей, обладающих повышенными физико-механическими и эксплуатационными показателями свойств, за счет повышенного содержания кальциевых соединений, микропористых сложений кристаллической структуры и активных процессов гидратации, что может оказать благоприятное влияние на долговечность конструктивного слоя дорожной одежды при их применении.Материалы и методы. Все материалы, используемые в рамках данного исследования, подвергались испытаниям по определению их физико-механических параметров, а материалы, представляющие собой побочные промышленные продукты, дополнительно подвергались химическому анализу. Такой подход позволил оценить соответствие инертных материалов требованиям, предъявляемым в Российской Федерации к исходным материалам для применения их в составе органоминеральных смесей, и выявить критические характеристики материалов, которые могут повлиять на показатели прочностных и эксплуатационных свойств. Применение отходов металлургической промышленности имеет ряд преимуществ перед обычными природными материалами, среди которых низкая экономическая и экологическая стоимость. В качестве отходов металлургической промышленности использовались конверторные и доменные шлаки различной гранулометрии. Для оценки химического состава сталеплавильных шлаков был проведен рентгенофлуоресцентный тест. Определение содержания серы производилось на элементном анализаторе путем сжигания навески образца при температуре 1350 °С. Определение содержания углерода производилось на анализаторе общего органического углерода путем сжигания навески образца при температуре 950 °С. Анализ прочих компонентов проводился на атомно-эмиссионном спектрометре c индуктивно-связанной плазмой после разложения образца пробы смесью неорганических кислот. Для подбора составов органоминеральных смесей на комплексном вяжущем были выполнены исследования по изучению характера взаимодействия органического вяжущего со шлаками. Для оценки эффективности применения исследуемых шлаковых материалов были подобраны оптимальные составы органоминеральных смесей в соответствии с ГОСТ 30491–2012, из которых были изготовлены и испытаны образцы цилиндрической формы для показателей физико-механических свойств, а также образцы-плиты и образцы-балочки для показателей эксплуатационных свойств. При проведении экспериментальных исследований применялось универсальное устройство для испытания на сжатие и изгиб Unifame 70-ТО108E и пресс испытательный. Оценка степени устойчивости образцов из органоминеральных смесей к накоплению остаточных деформаций осуществлялась на приборе динамических испытаний (патент № RU 152287 U1) в соответствии с разработанной для этих целей методикой испытаний. Для оценки показателей эксплуатационных свойств по модулю жесткости и количеству циклов до отказа и водостойкости выполнена адаптация методологии испытаний, применяемой для оценки качества свойств асфальтобетонов, с учетом технологических условий, характерных для органоминеральных смесей. Для этих целей использовался прибор CRT-RC-H2, имитирующий работу катка, и прибор СRT-SA4PT-BB, представляющий собой серво-пневматическую систему, подающую на образец-балочку синусоидальную нагрузку с постоянной деформацией и частотой.Результаты исследования. Проанализирован химический и элементный состав шлаковых материалов, на основании которого определены основные направления возможности применения отходов металлургической промышленности в дорожной отрасли. Изучен механизм взаимодействия шлакового щебня и песка с вяжущими. Установлено, что применение сталеплавильных шлаков позволяет повысить показатели прочностных и эксплуатационных свойств органоминеральных смесей. Разработаны условия испытаний и апробирована методика оценки водостойкости образцов из органоминеральной смеси по пределу прочности при непрямом растяжении, модулю жесткости и количеству циклов до отказа. Предложен метод оценки устойчивости органоминеральных смесей к накоплению остаточных деформаций на приборе динамических испытаний и установлена зависимость изменения показателя во времени. По результатам экспериментальных исследований подтверждена целесообразность, экономическая и экологическая эффективность применения отходов металлургической промышленности в слоях основания конструкции дорожной одежды. Выводы. Выполнен химический анализ сталеплавильных шлаков, отмечены их положительные стороны и изучен механизм их взаимодействия с вяжущими. Сталеплавильные шлаки черной металлургии позволили получить органоминеральные смеси с повышенными показателями физико-механических и эксплуатационных свойств относительно аналогичных смесей из природных минеральных материалов. Впервые в рамках экспериментальных исследований получены фактические значения эксплуатационных свойств по показателям «остаточные деформации», «модуль жесткости» и «количество циклов до отказа» в органоминеральных смесях из природных и шлаковых материалов, что может быть использовано при принятии проектных решений. Применение органоминеральных смесей из шлаковых материалов в слоях основания на 30–35 % замедляет процессы накопления остаточных деформаций относительно аналогичных смесей из природных минеральных материалов, что позволяет продлить срок службы конструктивного слоя дорожной одежды.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1937-1950
pages 1937-1950 views

Гидравлика. Геотехника. Гидротехническое строительство

Особенности проектирования систем гидротранспорта горнообогатительных фабрик
Волгина Л.В., Сергеев С.А., Романова А.А.
Аннотация
Введение. Рассматриваются особенности проектирования системы гидротранспорта, являющейся частью технологической цепочки переработки руды. Проведен критический анализ текущих характеристик пульпопровода хвостового хозяйства горно-обогатительного комплекса «Рябиновый» (ГОК «Рябиновый), расположенного около г. Алдана. При гидравлических расчетах двухфазных потоков исходными данными были химический состав транспортируемой пустой породы, характеристики производительности обогатительной фабрики, геодезические данные места складирования твердых частиц.Материалы и методы. На основе теории двухфазных потоков авторами приведены расчеты характеристик твердых частиц, потока и потерь энергии, необходимых при проектировании пульпопроводов. Инженерными задачами расчета двухфазных потоков являются расчеты потерь напора при гидротранспорте различных материалов по трубам, определение предельных скоростей, при которых транспортируемый материал еще не осаждается на дно потока, и выбор оборудования для осуществления гидравлического транспорта. Приведена зависимость удельных потерь энергии двухфазных потоков, при средних скоростях, рекомендуемых нормативными документами на основе экспериментальных данных, полученных на кафедре гидравлики МГСУ. Транспортировка твердых частиц возможна, если поток обладает для этого достаточной энергией и на дне трубопровода не образуется осадок. Средняя скорость, соответствующая режиму транспортирования без осадка, является критической скоростью двухфазного потока.Результаты. Сформулированные рекомендации о выборе эффективного режима гидротранспорта основаны на принципе минимизации потерь энергии. Выявлен дефицит энергии потока в рассматриваемом пульпопроводе и показана необходимость использования критерия о необходимости превышения средней скорости над критической скоростью двухфазного потока.Выводы. Обоснована необходимость использования коэффициента запаса скорости для достижения эффективного режима транспортирования. Особое внимание уделено расчету потерь напора при критической скорости транспортирования, что является основой для выбора насосного оборудования.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1951-1962
pages 1951-1962 views

Инженерные системы в строительстве

Тепловой аккумулятор с теплоизоляционным материалом на основе аэрогеля
Федюхин А.В., Карасевич В.А., Повернов М.С., Афанасьева О.В.
Аннотация
Введение. Установки для аккумулирования тепловой энергии позволяют сглаживать пиковые нагрузки и обеспечивать устойчивость работы теплоэнергетической системы. Особую актуальность данные решения имеют для частных домовладений. Цель исследования — анализ целесообразности применения теплового аккумулятора на основе талькомагнезита и с тепловой изоляцией из аэрогеля.Материалы и методы. Для определения температуры на поверхности тепловой изоляции и визуализации температурного профиля проведено моделирование в программном пакете ANSYS. В качестве системы автоматического проектирования выбран Autodesk Inventor.Результаты. Получены изображения температурных профилей на режимах 350 °С для толщины тепловой изоляции: 20 и 50 мм для аэрогеля, 70 и 150 мм для минеральной ваты. Проведенный анализ показал, что для всех вариантов температура поверхности оставалась ниже 60 °С, что свидетельствует о корректности выбора толщины изоляции. Для варианта теплоизоляции из минеральной ваты (150 мм) и аэрогеля (50 мм) температура поверхности оказалась значительно ниже необходимой, что позволило уменьшить толщину слоя изоляции до 70 мм для минеральной ваты и 20 мм для аэрогеля соответственно. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование тепловой изоляции на основе аэрогеля существенно уменьшает толщину теплоизолирующего слоя.Выводы. Несмотря на сложность и дороговизну создания теплоизоляционных материалов на основе аэрогеля, его использование в составе теплового аккумулятора дает возможность избежать множества проблем, связанных со старением, разрушением и частой заменой тепловой изоляции, снизить нагрузку на теплоизоляционные конструкции и значительно повысить экономическую эффективность теплоэнергетических систем, сократив потери при производстве и передаче тепловой энергии.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1963-1976
pages 1963-1976 views
Особенности развития питтинговой коррозии стальных труб систем водоснабжения
Чухин В.А., Макиша Н.А.
Аннотация
Введение. Исследована питтинговая коррозия, предшествующая появлению свищей в стальных и чугунных трубопроводах систем водоснабжения. Процесс образования свищей включает следующие фазы: формирование бугорков, концентрирование электролита внутри бугорков, зарождение и развитие стабильных питтингов на поверхности корродирующего металла под бугорками с дальнейшим образованием отверстий в стенках труб.Материалы и методы. Предметом изучения служили образцы осадка из корродированных труб, находящиеся в сухом виде. Исследование направлено на изучении роли, которую играет один из четырех структурных элементов бугорков — плотный слой. Выявлено двойственное влияние плотного слоя на коррозию. С одной стороны, наличие плотного слоя защищает металл от дальнейшей коррозии, с другой — способствует созданию условий, при которых коррозия из равномерной превращается в питтинговую (точечную).Результаты. Экспериментально установлено, что в процессе коррозии внутри бугорков постепенно растет концентрация раствора, содержащего как компоненты корродирующего металла (катионы), так и находящейся в трубах воды (анионы). Для объяснения коррозии, протекающей в бугорке, проведено сравнение плотного слоя бугорков с анионообменной мембраной, обладающей селективными свойствами, в результате чего в структуре бугорков повышается концентрация агрессивных хлорид-ионов. При этом за счет гидролиза образовавшегося хлорида железа и снижения рН скорость коррозии значительно возрастает. Также рассмотрены вопросы формирования кристаллических форм продуктов коррозии, которые образуются после извлечения труб из системы водоснабжения.Выводы. Выявлена определяющая роль, которую играет один из четырех структурных элементов коррозионных бугорков — плотный слой. Предложенная методика изучения коррозионного осадка может быть использована для оценки действия различных ингибиторов коррозии.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1977-1989
pages 1977-1989 views

Технология и организация строительства. Экономика и управление в строительстве

Исследование структурных изменений территориального развития республики Татарстан
Стерник С.Г., Гареев И.Ф., Насрутдинов А.М.
Аннотация
Введение. Концентрация населения и экономической активности в агломерациях обусловлена, прежде всего, комфортными условиями проживания и развитой инфраструктурой. Следует отметить, что в последние годы вопросы жилищного строительства вышли за рамки обсуждения проблем строительной отрасли и стали объектом исследования пространственного развития территорий. Жилищный фонд и объекты инфраструктуры на периферии не соответствуют демографическим и миграционным процессам. Таким образом, возникает необходимость в разработке аналитических инструментов, способных планировать сбалансированную инфраструктуру региона.Материалы и методы. Для исследования поставленных задач использовано два метода исследования: 1) изучение динамики ключевых индикаторов развития региона; 2) расчет значения индексов, отражающих концентрацию исследуемого показателя (индекс Херфиндаля – Хиршмана для объемов жилищного строительства, концентрации населения и количества рабочих мест; коэффициент концентрации показателей экономической активности).Результаты исследования. Анализ основных факторов показал, что многолетний рост доли населения старше трудоспособного возраста происходит параллельно с ростом численности населения моложе трудоспособного возраста. Данный дисбаланс, безусловно, является достижением первоочередных задач государства в области улучшения качества жизни населения посредством внедрения мер социальной поддержки граждан пожилого возраста и молодых семей. В связи с тем, что рабочие места в агломерациях отличаются технологичностью, а производительность труда в них выше, проживание здесь рассматривается не только как возможность трудовой деятельности, но и как комфортное место для проживания.Обсуждение и заключение. Исследование районов Республики Татарстан позволило показать сложную ситуацию с пространственным развитием региона: концентрация в агломерациях и деструкции на периферии. В связи с этим исследование агломерационных процессов должно стать одним из элементов национальной региональной политики.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):1990-2000
pages 1990-2000 views
Планирование системы снабжения строительства в стесненных условиях методом динамического программирования
Агеева Я.Д., Чиркунов Ю.А., Лапидус А.А.
Аннотация
Введение. Применение метода динамического программирования широко используется для решения оптимизационных задач в строительстве. В зависимости от сложности проекта и условий при возведении зданий и сооружений принятие оптимальных решений может потребовать анализа большого количества данных и вариантов. Динамическое программирование позволяет рассмотреть задачу оптимизации как последовательность подзадач, которые могут быть решены по отдельности и затем объединены в общее решение. Это позволяет упростить процесс планирования и управления проектом, что является актуальным для принятия организационно-технологических решений при материально-техническом снабжении строительства в условиях плотной городской застройки, а также для повышения эффективности и конкурентоспособности строительной отрасли в целом.Материалы и методы. В исследовании применяется метод математической формализации условий, эффективного снабжения ресурсами, метод динамического программирования и метод графовой интерпретации результатов.Результаты. Произведена оптимизация системы снабжения строительного производства при многопоточной организации работ, на основе результатов оптимизации было определено оптимальное распределение ресурсов и построен сетевой график движения грузопотоков на протяжении рассматриваемого этапа возведения здания. Разработан алгоритм планирования графика поставок при поточном способе доставки ресурсов на строительную площадку.Выводы. При организации ресурсообеспечения строительно-монтажных работ в стесненных условиях важно учитывать ряд ограничений, вызванных данными условиями. Сокращение складских запасов является критическим условием для поддержания системы снабжения в бездефицитном положении. Кроме того, при поточном методе строительства есть риск повышения складских запасов ввиду динамики спроса на материалы и оборудование в то время, когда работы ведутся параллельно. Применение метода динамического программирования позволяет на этапе планирования избежать возникновения дефицита и превышения максимального запаса материальных ресурсов и выбрать их оптимальное распределение на рассматриваемом этапе строительно-монтажных работ.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):2001-2013
pages 2001-2013 views
Конвергенция как новая парадигма организации инжиниринга и реинжиниринга в строительстве
Сборщиков С.Б., Лазарева Н.В.
Аннотация
Введение. Любое развитие может испытывать воздействие двух явлений: конвергенции и дивергенции. Конвергенция — это процесс сближения уровней развития систем (экономических, социальных, антропотехнических) во времени, противоположный ей процесс называется дивергенцией. Данные явления обусловлены в основном процессами глобализации и научно-технического прогресса. Приводится классификация видов конвергенции, даны их определения. Реализация на практике концепции конвергенции связана с теоретическими построениями применительно к инжинирингу и реинжинирингу, которые, в свою очередь, обуславливают необходимость формирования нового организационно-экономического механизма инвестиционно-строительной деятельности (ИСД), в основе которого может лежать использование диссипативных организационных структур. Представлено определение подобных структур и идентифицированы их основные свойства и ограничения в реализации.Материалы и методы. Применялись положения системного подхода, структурного и функционального анализа управления ИСД, методологии логистики регулирующих воздействий, а также методов инвестиционного проектирования, стратегического, оперативного управления в контексте развития теории управления жизненным циклом объектов капитального строительства.Результаты. Выполнен анализ проявления конвергенции в инвестиционно-строительной сфере, в том числе выявлены ее причины, даны классификация и терминологическая идентификация видов конвергенции, установлено влияние конвергенции на реинжиниринг бизнес-процессов и организационной структуры в строительстве, и на этой основе приведено теоретическое обоснование использования диссипативных организационных структур для обес-печения устойчивого развития.Выводы. Явление конвергенции во многом определяет такой вид деятельности, как реинжиниринг, который направлен на повышение эффективности за счет трансформации и рационального построения процессов управления, а также организационных структур в условиях наличия диссипации регулирующих воздействий.
Вестник МГСУ. 2024;19(12):2014-2022
pages 2014-2022 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».