Взаимоотношения стейкхолдеров и технологических предпринимателей в наукоемких стартапах: опыт Турции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Деятельность наукоемких стартапов играет значимую роль в экономическом развитии многих стран. Однако создание таких предприятий — рискованная инициатива. Для ее успеха требуется сочетать исследовательские, технологические и деловые навыки, что удается лишь немногим. С особыми трудностями в этом отношении сталкиваются недавние выпускники технических вузов, не обладающие ни теми, ни другими компетенциями. Для их обретения начинающим предпринимателям крайне важно уметь выстраивать отношения со стейкхолдерами. В статье исследуется специфика этого процесса на примере турецких компаний. Представлены обзор литературы, посвященной различным теориям стейкхолдерских отношений, методология авторского исследования, включая проведение глубинных интервью с основателями наукоемких стартапов и анализ результатов, обосновано использование качественного подхода. Кейсы анализируются по нескольким аспектам, таким как обучение в ходе взаимодействия со стейкхолдерами, обретение репутации за счет этичного и пассионарного подхода к ведению бизнеса. Сформулированы три базовые гипотезы как предмет дальнейших исследований.Основной вывод работы заключается в том, что развитие любой компании протекает под воздействием двух противоборствующих сил — одни стейкхолдеры оказывают ей поддержку, другие бросают вызов, причем на разных этапах они могут переходить из одной категории в другую. Предприниматель способен извлечь преимущества при достижении баланса между этими силами. В наибольшей степени перспективы компании определяются действиями членов семьи и управляющих грантом государственных чиновников на начальном этапе ее развития, а также этическим и страстным подходом к ведению бизнеса самими предпринимателями, облегчающим привлечение новых стейкхолдеров. Уточнение характера этих связей является предметом дальнейших исследований. Подобный анализ позволит понять, как создаются наукоемкие стартапы, с какими проблемами они сталкиваются в процессе трансформации в крупные корпорации, и на этой основе разрабатывать релевантные программы развития, расширяющие возможности владельцев новых наукоемких компаний.

Об авторах

Элиф Калайчи

Университет Атилим

Email: elif.kalayci@atilim.edu.tr
Atilim University, Kızılcaşar Mahallesi, Incek / Ankara, Turkey

Список литературы

  1. Anderson A.R., Jack S.L., Dodd S.D. (2005) The role of family members in entrepreneurial networks: Beyond the boundaries of the family firm // Family Business Review. Vol. 18. № 2. Р. 135-154.
  2. Bazerman M.H., Neale M.A. (1992) Negotiating rationally. New York: Free Press.
  3. Brüderl J., Preisendörfer P. (1998) Network support and the success of newly founded businesses // Small Business Economics. Vol. 10. № 3. Р. 213-225.
  4. Bygrave W.D., Hay M., Ng E., Reynolds P. (2003) A Study of Informal Investing in 29 Nations Composing The Global Enterprise Monitor // Venture Capital: An International Journal of Entrepreneurial Finance. Vol. 5. P. 101-116.
  5. Conti A., Thursby M., Rothaerme F. (2013) Show Me the Right Stuff: Signals for High-Tech Startups // Journal of Economics & Management Strategy. Vol. 22. № 2. Р. 341-364.
  6. Cope J. (2005) Toward a dynamic learning perspective of entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 29. № 4. Р. 373-397.
  7. Coviello N.E., Jones M.V. (2004) Methodological Issues in International Entrepreneurship Research // Journal of Business Venturing. Vol. 19. № 4. Р. 485-508.
  8. Dalley H., Hamilton B. (2000) Knowledge, context and learning in the small business // International Small Business Journal. Vol. 18. № 3. Р. 51-59.
  9. Daniels C., Hofer C. (1993) Characteristics of successful and unsuccessful entrepreneurial faculty and their innovative research teams // Frontiers of Entrepreneurship Research / Eds. N. Churchill, S. Birley, W. Bygrave, J. Doutriaux, E. Gatewood, F. Hoy, W. Wetzel. Wellesley, MA: Babson College. P. 598-609.
  10. Deakins D., Freel M. (1998) Entrepreneurial learning and the growth process in SMEs // The Learning Organisation. Vol. 5. № 3. Р. 144-155.
  11. Dutta D.K., Thornhill S. (2014) Venture Cognitive Logics, Entrepreneurial Cognitive Style and Growth Intentions: A Conceptual Model and an Exploratory Field Study // Entrepreneurship Research Journal. Vol. 4. № 2. P. 147-166. DOI:https://doi.org/10.1515/erj-2012-0004
  12. Eriksson P., Kovalainen A. (2008) Qualitative methods in business research. London: Sage.
  13. Evers N., Andersson S., Hannibal M. (2012) Stakeholders and Marketing Gapabilities in International New Ventures: Evidence from Ireland, Sweden, and Denmark // Journal of International Marketing. Vol. 20. № 4. Р. 46-71.
  14. Freeman R.E. (1984) Strategic management: A stakeholder approach. Cambridge, MA: Pitman.
  15. Frooman J. (1999) Stakeholder influence strategies // Academy of Management Review. Vol. 24. P. 191-205.
  16. Gans J.S., Stern S. (2003) The product market and the market for ideas: Commercialization strategies for technology entrepreneurs // Research Policy. Vol. 32. № 2. Р. 333-350.
  17. Gibb A.A. (1997) Small firms' training and competitiveness: Building on the small business as a learning organization // International Small Business Journal. Vol. 15. № 3. Р. 13-29.
  18. Greve A., Salaff J.W. (2003) Social networks and entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 28. № 4. Р. 1-22.
  19. Helfat C.E., Finkelstein S., Mitchell W., Margaret P., Singh H., Teece D., Winter S.G. (2007) Dynamic Capabilities: Understanding Strategic Change in Organizations. London: Blackwell.
  20. Honig B., Samuelson M. (2009) Business planning and venture level performance: Challenging the institution of planning (Swedish Entrepreneurship Forum WP № 05). Örebro: Örebro University. Available at:http://entreprenorskapsforum.se/wp-content/uploads/2013/03/WP_05.pdf, accessed 31.01.2016.
  21. Julien P. (1995) New technologies and technological information in small businesses // Journal of Business Venturing. Vol. 10. № 6. Р. 459-475.
  22. Lawler E.J., Yoon J. (1996) Commitment in exchange relations: Test of a theory of relational cohesion // American Sociological Review. Vol. 61. № 1. Р. 89-108.
  23. MSIT (2014) 2009-2014 Teknogirişim Dönem Raporu. Ankara: Turkish Ministry of Science, Industry and Technology. Режим доступа:http://sagm.sanayi.gov.tr/userfiles/file/Teknogiri%C5%9Fim%20Sermayesi%20Deste%C4%9Fi/TGSD%2009-14%20D%C3%96NEM%20RAPORU%20REV%C4%B0ZYON%200409.pdf, дата обращения 19.03.2016.
  24. Maxwell J.A. (1996) Qualitative Research Design: An Interactive Approach. Thousand Oaks, CA: Sage.
  25. Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. (1997) Toward a theory of stakeholder identification and salience: Defining the principle of who and what really counts // Academy of Management Review. Vol. 22. № 4. Р. 853-886.
  26. Neves P., Story J. (2015) Ethical Leadership and Reputation: Combined Indirect Effects on Organizational Deviance // Journal of Business Ethics. Vol. 127. P. 165-176.
  27. OECD (2003) The Policy Agenda for Growth. Paris: OECD.
  28. Patton M.Q. (2002) Qualitative Research and Evaluation Methods. Thousand Oaks, CA: Sage.
  29. Pfeffer J., Salancik G. (1978) The external control of organizations: A resource dependence perspective. New York: Harper & Row.
  30. Postle D. (1993) Putting the Heart Back into Learning // Using Experience for Learning / Eds. D. Boud, R. Cohen, D. Walker. Buckingham: SRHE, Open University Press. P. 33-45.
  31. Rosenblatt P.C., de Mik L., Anderson R.M., Johnson P.A. (1985) The Family in Business. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
  32. Sarasvathy S., Venkatamaran S. (2011) Entrepreneurship as Method: Open Questions for an Entrepreneurial Future // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 35. № 1. P. 113-135. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00425.x
  33. Sarasvathy S.D. (2001) Causation and effectuation: Toward a theoretical shift from economics inevitability to entrepreneurial contingency // Academy of Management Review. Vol. 26. № 2. Р. 243-263.
  34. Sarasvathy S.D. (2008) Effectuation: Elements of Entrepreneurial Expertise. Cheltenham: Edward Elgar.
  35. Schlange L.E. (2009) Stakeholder identification in sustainability entrepreneurship: The role of managerial and organisational cognition // Greener Management International. Vol. 55. P. 13-32.
  36. Scottish Executive (2001) A Smart Successful Scotland: Ambitions for the Enterprise Networks. Edinburgh: HM Stationary Office.
  37. Sirolli E. (2003) Ripples from the Zambesi. Passion. Entrepreneurship and the rebirth of local economies. Gabriola Island, Canada: New Society Publishers.
  38. Steyaert C. (1997) A qualitative methodology for process studies of entrepreneurship: Creating local knowledge through stories // International Studies of Management and Organization. Vol. 27. № 2. Р. 13-33.
  39. Strauss A.L., Curbin J.M. (1990) Basics of Qualitative Research: Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. Thousand Oaks, CA: Sage.
  40. Thompson L., Gentner D., Loewenstein J. (2000) Avoiding missed opportunities in managerial life: Analogical training more powerful than individual case training // Organizational Behavior and Human Decision Processes. Vol. 82. № 1. P. 60-75.
  41. Young J.E., Sexton D.L. (1997) Entrepreneurial Learning: A Conceptual Framework // Journal of Enterprising Culture. Vol. 5. № 3. P. 223-248.
  42. Zahra H., Sapienza J., Davidsson P. (2006) Entrepreneurship and Dynamic Capabilities: A Review, Model and Research Agenda // Journal of Management Studies. Vol. 43. № 4. Р. 917-955.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».