Психофизиологические основы раскрытия личностного потенциала на основе концепции эмоционального интеллекта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен обзор научной литературы, посвященной раскрытию личностного потенциала человека на основе развития эмоционального интеллекта. Рассмотрены определение, структура и современная концепция данного понятия. Показано, что существуют определенные особенности эмоционального интеллекта, характерные для детей и подростков, для женщин в период беременности, для представителей различных хронотипов и пациентов с расстройствами психического статуса. В статье также обобщено понятие профессионального эмоционального интеллекта. Обозначены актуальные сферы практического использования концепции эмоционального интеллекта в целях личностного роста и повышения эффективности профессиональной деятельности.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир бросает человечеству серьезные вызовы, ставя под угрозу психологическую устойчивость каждого человека. В частности, в настоящее время Россия живет в условиях специальной военной операции, чудовищных террористических актов, непрекращающегося потока тяжелых новостей, выбивающих почву из-под ног [1, 2]. Несмотря на происходящее, каждому человеку необходимо выполнять должностные обязанности, оставаться профессионалом в любых ситуациях, воспитывать детей, заниматься ежедневными делами, поскольку этого требует наша повседневность.

Сейчас, как никогда, понятно – чтобы остаться на плаву, человек должен быть не только физически и интеллектуально развит, но и психологически устойчив [3, 4]. В современном мире, динамично меняющемся и нестабильном, очевидно, что для выживания необходим набор определенных качеств и навыков, которые предполагают умение владеть собой, управлять собственными эмоциями, быть устойчивым и в то же время достаточно гибким [5]. В настоящее время особую ценность приобретает способность к эмпатии, пониманию и регулированию своих и чужих эмоций, а также умение «брать себя в руки», не впадать в деструктивные переживания, контролировать эмоции, работать в команде, решать сложные задачи и принимать верные решения в условиях неопределенности [6]. Таков наш мир сейчас, и надо принять его, адаптироваться к новым требованиям, чтобы двигаться дальше. Именно в условиях повышенной тревожности и непредсказуемости становится очевидно, что для успешной адаптации к жизни в современном обществе человеку необходимо развивать и постоянно повышать свой уровень эмоционального интеллекта [7, 8].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Анализ публикаций, освещающих сущность эмоционального интеллекта (ЭИ), его структуру и психофизиологические аспекты, а также значимость как профессионально важного качества в различных сферах деятельности человека.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании статьи проведен поиск информации в научной литературе по тематике данного исследования. Ключевыми словами являлись: «эмоциональный интеллект», «модели эмоционального интеллекта», «структура эмоционального интеллекта», «развитие эмоционального интеллекта», «профессиональная успешность». Глубина поиска составила 20 лет. В перечень проанализированной литературы вошли статьи в научных журналах и сборниках научных конференций, книги, монографии и диссертации, посвященные теме эмоционального интеллекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В последние десятилетия проблематика эмоционального интеллекта представляет большой научный интерес и активно разрабатывается учеными различных направлений [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. В академических кругах эмоциональный интеллект был достаточно быстро принят и признан как важный конструкт, обладающий высоким прогностическим потенциалом. С каждым днем мы получаем все новые, научно обоснованные подтверждения того, что эмоциональный интеллект оказывает прямое и опосредованное влияние на все сферы человеческой жизни [16, 17, 18, 19, 20, 21]. В нашем исследовании предпринята попытка кратко обобщить существующие взгляды на особенности эмоционального интеллекта у детей и подростков, у женщин во время беременности, у представителей различных хронотипов и пациентов с психопатологией, а также рассмотреть понятие профессионального эмоционального интеллекта.

Концепция эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Майером в 1990 г. [22]. По их мнению, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность умственных способностей и навыков, которые помогают индивидууму осознавать, понимать и контролировать свои чувства и эмоции, а также эмоциональные состояния других людей [23]. Д. Карузо [24], Д. Гоулман [19], Р. Бар-Он [25] и другие исследователи в дальнейшем активно занимались исследованием эмоционального интеллекта.

П. Сэловей и Дж. Майер (1990) выделяли 4 аспекта, которые входят в состав ЭИ:

1) способность воспринимать и распознавать эмоции;

2) фасилитация – способность направленно использовать эмоциональные состояния для повышения эффективности деятельности и мышления [26];

3) понимание и анализ причин и смыслов различных эмоциональных проявлений;

4) способность управлять и регулировать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей [27].

Упрощенная модель эмоционального интеллекта представлена тремя сферами: внутренний, социальный и экзистенциальный ЭИ [16]. При этом каждая из них обладает определенными личностными характеристиками.

Структура внутреннего эмоционального интеллекта включает такие составляющие, как осознанное отношение к себе (адекватная самооценка, способность к самоанализу, понимание собственных чувств и эмоций и т. д.), самоконтроль (способность регулировать свои эмоциональные состояния) и самореализация.

Социальный эмоциональный интеллект выражается в следующих характеристиках: эмпатия (способность сопереживать и воспринимать внутренний мир других людей), навыки управления отношениями, социальная чуткость и социальная ответственность (способность быть активным членом общества) [25]. Экзистенциальный эмоциональный интеллект, также известный как «философский», характеризует поиск глубинных смыслов (бытия, жизни и смерти), наличие собственной шкалы моральных ценностей, самосознание [22].

Профессиональный эмоциональный интеллект.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений то, что уровень традиционного психометрического интеллекта (IQ) оказывает существенное влияние на профессиональную успешность [10, 28]. Вместе с тем в большом количестве научных работ убедительно показано, что именно уровень эмоционального интеллекта является одним из важнейших параметров в обеспечении эффективной профессиональной деятельности различных направлений [19, 20, 21, 25, 29, 30, 31, 32]. Также ЭИ влияет на чувство удовлетворенности результатами своего труда, мотивирует к повышению профессионализма [18]. Как заметил один из основоположников понятия ЭИ Д. Карузо, следует помнить, что эмоциональный интеллект является не противоположностью традиционному интеллекту, или триумфом разума над чувствами, а «уникальным пересечением обоих процессов» [30]. Рядом авторов показано, что использование опросников по определению уровня ЭИ на этапе профотбора позволяет существенно повысить эффективность профессиональной деятельности [12, 33, 34, 35].

Особенности эмоционального интеллекта у детей и подростков.

Известно, что уровень ЭИ влияет на гармоничное развитие ребенка и самооценку, формирует его мотивацию [13]. К сожалению, при исследовании эмоционального интеллекта у родителей дошкольников [36] практически не обнаруживаются высокий и очень высокий ЭИ. При этом «срез» современных родителей в основном представлен средним, низким и очень низким уровнями ЭИ, что зачастую оказывает ограничивающее влияние на развитие детей. В исследовании А.О. Туценко [37] на основе опросника «ЭмИн» Д.В. Люсина [38] показано, что большинство подростков 14–17 лет демонстрируют низкие уровни понимания своих эмоций (65 % респондентов), управления собственными эмоциями (58 %), а также управления эмоциями других людей (69 %). Безусловно, целенаправленное развитие эмоционального интеллекта у детей (в рамках школьных образовательных программ) и их родителей (на рабочих местах, в тренинговых группах) сможет обеспечить более высокое качество жизни будущему поколению.

Влияние эмоционального интеллекта на течение беременности.

Показано, что беременные женщины с высоким уровнем эмоционального интеллекта реже подвержены депрессивным проявлениям [39]. Однако особенности эмоционального интеллекта при беременности, а также его влияние на течение гестации, родов и неонатального периода изучены недостаточно и требуют дальнейших исследований.

Эмоциональный интеллект и психопатология.

Исследование эмоционального интеллекта у пациенток с расстройствами пищевого поведения (РПП) выявило низкий уровень ЭИ в группе с симптомами компульсивного переедания и очень низкий уровень общего эмоционального интеллекта в группе с булимией [40]. Таким образом, в программы коррекции РПП целесообразно включать методики развития эмоционального интеллекта.

К сожалению, в наше время, все большее распространение получают расстройства аутистического спектра (РАС). Характерной особенностью данной патологии является неспособность к распознаванию своих и чужих эмоций. Именно поэтому в процессе адаптационных мероприятий для детей с РАС особое внимание начинают уделять методикам развития ЭИ [41].

Эмоциональный интеллект и биологические ритмы.

При исследовании особенностей эмоционального интеллекта у представителей операторских профессий (диспетчеры пожарной службы, скорой медицинской помощи и т. д.), принадлежащих к различным хронотипам (утренний, вечерний и аритмичный), было показано, что операторы с вечерним хронотипом имеют более высокий уровень общего эмоционального интеллекта, что обеспечивает им определенное преимущество при осуществлении профессиональной деятельности [12, 42].

Таким образом, очевидна значимость феномена эмоционального интеллекта и его влияние на современное общество. Особенно актуальной становится проблема развития ЭИ и его составляющих. Также известно о существовании биологических и социальных предикторов, которые могут влиять на исходный уровень эмоционального интеллекта [8, 30].

Кроме того, неоднократно доказано, что эмоциональный интеллект не является постоянной единицей, и его можно развивать [14, 19, 30]. Современные исследователи активно разрабатывают методики повышения уровня ЭИ [15]. В частности, показана эффективность развития ЭИ в процессе психологического тренинга [16, 43], что довольно перспективно и легко реализуемо на практике, в том числе на рабочих местах. При этом существуют определенные наработки в использовании методов психогимнастики, поведенческой и арт-терапии, игровых и дискуссионных методов, которые помогают реализовать гуманистическое, поведенческое и когнитивное направления в развитии эмоционального интеллекта [44, 45].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате анализа современных научных публикаций, посвященных эмоциональному интеллекту, очевидно, что данное направление весьма актуально и перспективно для дальнейшего изучения, прежде всего, с точки зрения психофизиологии и физиологии труда.

Дальнейшая разработка проблематики эмоционального интеллекта позволит шире использовать опросники для определения уровня ЭИ при профотборе кандидатов на различные профессии, особенно связанные с потенциально опасными ситуациями. Внедрение методик развития эмоционального интеллекта и его составляющих в школьную программу, а также в учебные программы высших учебных заведений позволит готовить более эффективных специалистов, независимо от их профессиональной направленности.

Более глубокое погружение в исследование феномена эмоционального интеллекта поможет раскрыть закономерности его влияния на разные сферы жизни человека. Разработка методик развития и повышения уровня эмоционального интеллекта, безусловно, откроет широкие возможности для самосовершенствования, раскрытия личностного потенциала человека, а также сможет оказать положительное влияние на неизбежную трансформацию общества в целом.

В настоящее время большое количество работ посвящено влиянию эмоционального интеллекта на различные сферы человеческой деятельности (профессиональная и личностная успешность, психологический статус и т. д.). Однако, на наш взгляд, особый интерес представляют вопросы физиологического обеспечения эмоционального интеллекта, с точки зрения общей теории эмоций и интеллекта.

×

Об авторах

Анна Владимировна Плотникова

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: annaplotnikoff@mail.ru

ассистент кафедры патофизиологии, клинической патофизиологии, кандидат медицинских наук

Россия, Волгоград

Родион Александрович Кудрин

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: rodion.kudrin76@yandex.ru

заведующий кафедрой патофизиологии, клинической патофизиологии, доктор медицинских наук, доцент

Россия, Волгоград

Игорь Борисович Исупов

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: igor.isupov.66@outlook.com

профессор кафедры патофизиологии, клинической патофизиологии, доктор медицинских наук, доцент

Россия, Волгоград

Акоп Ишханович Папян

Волгоградский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ackop.papyan@gmail.com

аспирант кафедры нормальной физиологии

Россия, Волгоград

Список литературы

  1. Модестов С.А. Политико-правовые аспекты специальной военной операции на Украине как стратегической контртеррористической операции. Вестник Академии военных наук. 2022;2(79):53–59. EDN JMSSEY.
  2. Полякова В.В. Перспективы системы защиты безопасности стран от терроризма в условиях возрастающего числа международных конфликтов в современном мире. Проблемы и перспективы осуществления междисциплинарных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 27 апреля 2024 года. Уфа: ООО «Омега сайнс». 2024. С. 195–197. EDN JADJLJ.
  3. Карханина Е.В. Психологические приемы формирования устойчивости личности к экстремистскому воздействию. Современный терроризм, его формы и средства противостояния: материалы Всероссийской конференции. Ставрополь, 14 декабря 2018 года. Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт. 2018. С. 47–51. EDN GYRCTY.
  4. Макарова И.И. Теоретические подходы к формированию психологической устойчивости лиц среднего возраста. Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 25-26 апреля 2019 года. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2019. С. 103–106. EDN VDZRQA.
  5. Фоминова А.Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект. М.: Прометей. 2021. 294 с. EDN ZVPWEW.
  6. Дашкова, С.В. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Волгоград, 2020. 169 с. EDN RXNZXQ.
  7. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71-1:300–304. EDN EXLLNZ.
  8. Маджар К.И. Роль средового фактора в формировании и развитии эмоционального интеллекта. Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2022;2:79–87. EDN AFVJMD.
  9. Кудрин Р.А. Влияние эмоционального и психометрического интеллекта на эффективность работы операторов потенциально опасных объектов. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2011;3(39):62–65. EDN OEZWDV.
  10. Симоненко С.И. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и эффективностью лидерского поведения менеджера. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012;3:39–48. EDN PDRJWX.
  11. Закарян К.А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта. Актуальные научные исследования в современном мире. 2018;6-4(38):124–127. EDN XSFPPV.
  12. Плотникова А.В. Хронофизиологические особенности работоспособности операторов с различным эмоциональным интеллектом: автореф. дис. … к. м. н. М., 2019. 23 с.
  13. Голованов В.П. Развитие эмоционального интеллекта детей как важнейшего навыка будущего. Актуальные аспекты социально- и психолого-педагогических проблем детства и сопровождения участников образовательного процесса. М., 2020. С. 86–98. EDN HBGJKK.
  14. Волохова Е.В., Любимова Е.А. Динамика эмоционального интеллекта студентов в процессе изучения дисциплины «Эмоциональный интеллект». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022;11(4):50–53. doi: 10.57145/27128474_2022_11_04_10. EDN HSVDVW.
  15. Кирпичева В.В. Эмоциональный интеллект: модели эмоционального интеллекта, эффективные способы развития эмоционального интеллекта. Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Саратов, 01 марта 2023 года. УФА: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». 2023. С. 53–61. EDN OCQDGF.
  16. Манойлова М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития. М.: Paleograph Press. 2008. 127 с. EDN QXSQIX.
  17. Матренин Д.И., Харитонова И.В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации. Universum: психология и образование. 2019;1(55):13–15. EDN SPWLBR.
  18. Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Сергиенко Е.А. и др. Роль эмоционального интеллекта в профессиональном благополучии человека. Казанский педагогический журнал. 2020;6(143):265–274. EDN GKKLXS.
  19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Пер. с англ. А. П. Исаевой. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2023. 544 с.
  20. Алексеева П.А. Роль эмоционального интеллекта в развитии лидерства. Всероссийская научная конференция «Разумовские чтения»: Сборник статей. Москва, 09–10 ноября 2023 года. М.: ООО «Директ-Медиа». 2024. С. 7–12. EDN RXJWXX.
  21. Brackett M.A., Rivers S.E., Salovey P. Emotional Intelligence: Implications for Personal, Social, Academic, and Workplace Success. Social and Personality Psychology Compass. 2011:88–103.
  22. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality. 1990;9:185–211.
  23. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D., Cherkasskiy L. What is emotional intelligence and why does it matter? The handbook of intelligence. R.J. Sternberg, J. Kaufman (Eds.). 3rd Edition. Cambrige, UK: Cambridge University Press. 2011. P. 528–549.
  24. Карузо Д.Р. Развитие эмоционального интеллекта. Основы и тенденции от основателя концепции. Управление человеческим потенциалом. 2014;4:254–258.
  25. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema. 2006;18(1):13–25.
  26. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта: методическое пособие. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2019. 178 с.
  27. Гильфанова И.С. Изучение эмоционального интеллекта: понятие «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной психологии. Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Воронеж, 10 января 2024 года. Уфа: ООО «Аэтерна». 2024. С. 151–155. EDN MMPNIF.
  28. O’Boyle E.H., Joseph D.L., Jin J., Newman D.A. Why Does Self-Reported Emotional Intelligence Predict Job Performance? A Meta-Analytic Investigation of Mixed EI. Journal of Applied Psychology. 2015;100(2):298-342.
  29. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. Вестник Кемеровского государственного университета. 2008;3(35): 54–56. EDN LTXOIJ.
  30. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Учреждение образования «Полоцкий государственный университет». 2011. 388 с. EDN TVEKRD.
  31. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012;1–2(73):142–147. EDN OVXGRD.
  32. Гайдук Г.Ю. Актуальность развития эмоционального интеллекта человека в условиях распространения технологий искусственного интеллекта. Радуга знаний-2019: теоретические и практические аспекты наук: Международная научно-практическая конференция (Ростов-на-Дону, 28–29 мая 2019). Ростов-на-Дону: ООО «СФЕРА». 2019. С. 14–16.
  33. Андреева И.Н. Об истории развития «Эмоционального интеллекта». Вопросы психологии. 2008;5:83–95.
  34. Комаров Ю.Я., Кудрин Р.А., Лифанова Е.В., Дятлов М.Н. Экспертные оценки профессионально важных качеств водителей пассажирского автотранспорта. Автотранспортное предприятие. 2016;5:10–13. EDN WAOVDJ.
  35. Кудрин Р.А., Миронова Ю.В. Эмоциональный интеллект медицинских работников, склонных к рискованному поведению. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. 140 с. EDN YUMFCH.
  36. Хвоенкова В.П. Связь эмоционального интеллекта детей 5-6 лет с эмоциональным интеллектом родителей. Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. Отв. ред. И.А. Шарапова. Вып. 7. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. 2015. С. 121–123. EDN PHFNJZ.
  37. Туценко А.О. Особенности эмоционального интеллекта подростков. Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2023;3:76–80. EDN TDOOGI.
  38. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006;4:3–22. EDN VZMIFN.
  39. Осипова Н.В., Габрелян Э.Ю. Изучение особенностей эмоционального интеллекта у беременных женщин с признаками депрессии. Материалы Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2013 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013». Под ред. М.Э. Соколова, Г.А. Голубева, В.А. Иванова и др. Севастополь: ООО «Экспресс-печать». 2013. С. 177.
  40. Малкина С.А., Артемцева Н.Г. Созависимость и эмоциональный интеллект у лиц с нарушением пищевого поведения. Психология – наука будущего: Материалы IX Международной конференции молодых ученых. Москва, 18–19 ноября 2021 года. Отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова. М.: Институт психологии РАН. 2021. С. 217–221. EDN EZBMLI.
  41. Абакумова Н.Н., Милованова А.Н. Разработка дизайна интерфейса приложения для развития эмоционального интеллекта детей с расстройствами аутического спектра. Гуманитарная информатика. 2019;16:28–33. doi: 10.17223/23046082/16/4. EDN LYICDE.
  42. Кудрин Р.А. Эмоциональный интеллект операторов с различным хронотипом. Волгоград: Изда-во ВолгГМУ, 2022. 164 с. EDN IPNORA.
  43. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах. Психологический журнал. 2008;2:79–84.
  44. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга. Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 4 Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 10–11 апреля 2009 года. СПб., 2009. С. 24–26. EDN VJVDKK.
  45. Спасибина Е.С., Шарова Н.С. Возможность использования игры «эмоциональный интеллект, EQ» для развития эмоционального интеллекта у обучающихся в системе СПО. Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020;12:114–117. doi: 10.36683/2500-249X/2020-12/114-117.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Плотникова А.В., Кудрин Р.А., Исупов И.Б., Папян А.И., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».