№ 58 (2024)

Обложка

Весь выпуск

От редакции

От Редакции

- -.
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):7-9
pages 7-9 views

Измерения в социологии

Возможности повышения дробности градаций шкалы идентификации с социальной группой

Михайлова Л.В.

Аннотация

Наиболее часто используемая в России шкала измерения социальной идентификации включает общую формулировку вопроса «Пожалуйста, укажите для каждой группы, как часто вы ощущаете близость…» с дальнейшим перечислением социальных групп, близость к которым необходимо оценить респонденту, используя градации «часто», «иногда», «практически никогда», «трудно сказать». Может быть поставлена задача повышения дробности градаций этой шкалы. Две ее формы — традиционная категориальная и балльная (называемая в международной практике «рейтинговой») — могут быть эмпирически сопоставлены, во-первых, по тому, насколько сводима рейтинговая шкала к категориальной, и во-вторых, по тому, насколько сильные статистические связи с контрольными переменными образуются при использовании двух форм шкалы.Обе формы шкалы были использованы в исследовании социальной идентичности российских потребителей, проведенном компанией «Экспертная социология». В роли контрольных переменных были взяты пункты шкалы материализма, разработанной М.Ричинс и С. Доусоном в ее модифицированной адаптации на русском языке В.А.Хащенко. Проведенный анализ показал, что в традиционной категориальной форме шкалы социальной идентификации градация «трудно сказать» не находится в постоянном соотношении с другими вариантами ответа. Превращение шкалы в подобие шкалы Лайкерта путем трансформации категорий в баллы позволяет обнаруживать статистические взаимосвязи там, где традиционная форма показывает их отсутствие. Поэтому с точки зрения содержания информации рейтинговая (балльная) шкала может превосходить традиционную. Традиционная форма шкалы, тем не менее, больше подходит для поддержки управленческих решений.
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):10-40
pages 10-40 views

Качественные методы в социологии

Проект отраслевого стандарта фокус-групповых исследований

Иванов В.В.

Аннотация

Метод фокус-групп является одним из основных, обеспечивающих получение информации в социальных науках. Но при этом он остается предметом острых дискуссий на самом общем уровне — о содержательных аспектах реализации этого метода и даже о его определении. Дискутируется, в частности, вопрос о том, не являются ли прямо ошибочными и контрпродуктивными некоторые методические решения, предлагаемые под названием «фокус-групп». Такая ситуация способна нанести ущерб развитию как научных дисциплин, связанных с применением фокус-групп, так и рынку прикладных социологических исследований. Для купирования подобных рисков автор предлагает принять отраслевой стандарт фокус-групповых исследований, который будет содержать описание базового варианта метода и правила работы с его различными версиями.Предлагаемая в качестве проекта отраслевого стандарта совокупность норм затрагивает действия социальных исследователей по организации и проведению фокус-групп от момента получения запроса до взаимодействия с заказчиком после презентации отчета и включает в себя 7 этапов. На каждом этапе предлагаются меры, которые позволяют внести ясность в коммуникацию, эксплицировать подразумеваемые взаимные обязательства участников и дать заказчикам фокус-групповых исследований четкие ориентиры, позволяющие оценивать качество приобретаемых ими услуг. С другой стороны, он защищает исследователей, проводящих фокус-группы, от необоснованных требований и претензий со стороны заказчика.Представление авторских предложений в виде проекта стандарта предполагает их открытость для критики, обсуждения, дополнения и даже полного изменения. Автор также заранее дает разрешение на использование проекта стандарта любым заинтересованным лицам по их усмотрению.
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):41-65
pages 41-65 views

Переводы

Метод кейс-стади / Пер. с англ. А. А. Михайлов

Шоу К.Р.

Аннотация

Социальные исследования отдельно взятой проблемы начинаются с накопления материалов в форме конкретных и детализированных случаев — кейсов. В качестве кейса может выступать индивид, учреждение, сообщество или любая группа, рассматриваемая как единица наблюдения. В методе кейс-стади упор делается на общую ситуацию или комбинацию факторов, характеристики процесса или последовательности событий, в которых возникает поведение, исследование индивидуального поведения в его общем социальном контексте, анализ и сравнение случаев, ведущие к формулированию гипотез. Для иллюстрации изучения поведения индивида с точки зрения комплекса факторов, в которых оно происходило, приводится кейс-стади юного правонарушителя.

Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):66-80
pages 66-80 views

Методический эксперимент

Опыт применения метода семантического дифференциала в фамилистическом исследовании

Антонов А.И., Карпова В.М.

Аннотация

В работе представлен обзор опыта применения метода семантического дифференциала в фамилистическом исследовании, в первую очередь на примере изучения потребности в детях и репродуктивных установок. Показана эффективность метода для оценки ценностных ориентаций респондентов, их восприятия семейно-детного образа жизни. На основе данных опроса СеДОЖ-2019 приведены примеры, иллюстрирующие, как использование данного метода позволяет преодолеть эффект трансляции социально одобряемых ответов за счет измерения коннотативных значений понятий, которые характеризуют глубинное эмоциональное отношение респондента, а не его рациональные представления о существующих ценностях. На основе данных парного опроса супругов в рамках того же исследования представлены результаты применения семантического дифференциала для выявления степени близости взглядов членов семьи и характеристики общесемейного семантического пространства. Показана неоднородность внутрисемейного восприятия семейно-детного образа жизни, в рамках которой существуют две оси близости взглядов супругов: отношение к бездетному образу жизни и их репродуктивные установки, выраженные в отношении к семьям с одним, двумя и тремя детьми. Полученные результаты демонстрируют потенциал дальнейшего развития и использования семантического дифференциала в социологических исследованиях.
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):81-129
pages 81-129 views

Консультации

Как выбрать приложение для проведения онлайн-интервью? Методические рекомендации

Попов Д.С.

Аннотация

В статье ставится проблема выбора приложения для проведения онлайн-интервью. Предпринимается попытка описать специфику качественных онлайн-интервью с точки зрения методических принципов, накладывающих ограничения, открывающих возможности и предъявляющих требования к инструментам онлайн-интервью. В результате разбора этих принципов формулируется список параметров приложений, пригодный для их сравнения: отсутствие ограничений в бесплатной версии; безлимитное время конференции; возможность видеозаписи; возможность демонстрации экрана; возможность использования без видео; отдельный чат конференции; автоматическое сохранение чата; возможность использования без аккаунта; возможность интервьюирования информантов не в русскоязычной среде; интеграция с электронными календарями. На примере Zoom, Telegram, Яндекс.Телемост и Google Meet осуществляется сравнение и выбор наилучшего инструмента для проведения онлайн-интервью. Автор акцентирует внимание на том, что разработанные рекомендации представляют собой лишь начальный этап методической рефлексии о выборе приложений, направленный на первичное структурирование материала.
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):130-157
pages 130-157 views

Методический дайджест

Методический дайджест

- -.

Аннотация

-
Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2024;(58):158-167
pages 158-167 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».