ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Авторы: Кулешов Р.С.1, Юламанова Г.М.1, Заболоцкий В.Н.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 215-221
- Раздел: Оздоровительная и адаптивная физическая культура
- URL: https://bakhtiniada.ru/1994-4683/article/view/305022
- DOI: https://doi.org/10.5930/1994-4683-2025-215-221
- ID: 305022
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Методы и организация исследования. В работе были использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики. Анкетирование проводилось в коррекционных школах-интернатах VIII вида, а также в высших учебных заведениях города Уфы. В анкетном опросе приняли участие специалисты по адаптивной физической культуре, а также специалисты, работающие с детьми с нарушением интеллекта (педагоги, тренеры, психологи, дефектологи), всего 20 человек.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что занятия физической культурой и спортом влияют на формирование личности лиц с нарушением интеллекта, большинство респондентов указали, что комплексное воздействие на когнитивные способности, коммуникативные навыки, волевую и эмоционально-чувственную сферы средствами физической культуры является эффективным путем формирования правильного поведенческого стереотипа, что в свою очередь помогает лицам с нарушением интеллекта адаптироваться в общество. Отмечено, что современные реалии общества требуют поиска новых путей формирования физической культуры личности, что позволит выстроить позитивный поведенческий стереотип, избежать проявления девиантного поведения и определить лицам с нарушением интеллекта правильную жизненную ориентацию.
Об авторах
Роман Сергеевич Кулешов
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллыдоцент, кандидат педагогических наук
Гюзель Миниахметовна Юламанова
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллыдоцент, доктор педагогических наук
Виктор Николаевич Заболоцкий
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Список литературы
- Богданович Н. В., Делибалт В. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. doi: 10.17759/psylaw.2020100201 // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 1–14. EDN: MVFNOB.
- Березина О. Н. Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 16, № 40. С. 353–356. EDN: LCOAUP.
- Попова Н. В. Творческое развитие индивидуальности подрастающего поколения в условиях детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых. 2017. № 1 (5). С. 478–481. EDN: XXNWIP.
- Айвазова Е. С., Селиванов О. И., Прядченко В. В. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 166–170. EDN: YUVRJQ.
- Попова Н. В. Физическая культура и спорт как средство предупреждения девиантного поведения подростков // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 38. С. 16–21. EDN: YZLYRV.
- Миннегалиев М. М. Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 5 (87). С. 66–71. EDN: OYMPDV.
- Кулешов Р. С., Юламанова Г. М., Заболоцкий В. Н. Физическая культура как путь к социализации лиц с нарушением интеллекта // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Краснодар, 2024. С. 320–323. EDN: ABEFZK.
Дополнительные файлы
