Профориентационная работа в школе: мнение учителей, учащихся и родителей
- Авторы: Шаброва Н.В.1, Дмитриева Т.В.1, Неделина В.А.1, Новоселов А.Г.1, Шаркунова К.А.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2024)
- Страницы: 90-104
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1993-1824/article/view/353550
- DOI: https://doi.org/10.31660/1993-1824-2024-3-90-104
- ID: 353550
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема выбора школьниками будущей профессии в настоящее время сопряжена с многообразием мира специальностей, его постоянной трансформацией и отсутствием у молодых людей представлений о тех компетенциях, которые будут востребованы на рынке труда. Школа — базовый институт, призванный осуществлять профориентационную работу по выбору молодежью направления будущей профессиональной деятельности. Цель статьи — проанализировать мнения участников образовательного процесса (учителей, старшеклассников и родителей) о реализации школой функции профориентационной деятельности.Эмпирической базой работы выступили результаты массовых онлайн-опросов учителей, школьников и родителей г. Екатеринбурга. Исследование было проведено в декабре 2023 г. при поддержке Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга. Объем выборочной совокупности учителей составил 794 чел., старшеклассников (8–11 классы) — 3366 чел., родителей — 2157 чел.Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что старшеклассники, родители и учителя понимают важность получения высшего образования в современном мире, его роли в достижении жизненного успеха. Материальное благополучие и комфорт, достойная заработная плата выступают ключевыми ценностными ориентирами для старшеклассников. Школьники стремятся отсрочить процесс принятия решения о выборе направления профессиональной деятельности, что обусловлено, прежде всего, неопределенностью интересов и страхом неуспеха. Показаны реальные и желаемые формы профориентационной работы в школах уральского мегаполиса. Выделены три ключевые проблемы реализации профориентационной работы в школе: сложности выбора школьниками направлений профессиональной деятельности, нежелание части педагогов вовлекать школьников в процесс выбора направления будущей профессиональной деятельности; невостребованность у школьников и родителей существующих в школах форматов мероприятий профориентационной направленности. Делается вывод о том, что некоторые из выявленных проблем можно решить путем объединения усилий школы и родительского сообщества посредством использования более интересных методов и форм профориентационной работы; разработки муниципальных программ для привлечения в школы квалифицированных специалистов по профориентационной работе; развития партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, обеспечивающих большие возможности учащимся знакомиться с разными профессиями.
Об авторах
Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет
Email: n.v.shabrova@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5694-1040
Т. В. Дмитриева
Уральский федеральный университет
Email: n.v.shabrova@urfu.ru
В. А. Неделина
Уральский федеральный университет
Email: n.v.shabrova@urfu.ru
А. Г. Новоселов
Уральский федеральный университет
Email: n.v.shabrova@urfu.ru
К. А. Шаркунова
Уральский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.v.shabrova@urfu.ru
Список литературы
Колесникова, Е. М. Профориентация в школе как фактор социальной стратификации : новые практики в российской системе образования / Е. М. Колесникова. – doi: 10.19181/vis.2023.14.3.9. – Текст : непосредственный // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 3. – C. 197–214. Сардушкина, Ю. А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения ее цели / Ю. А. Сардушкина. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 6–2. – С. 42–45. Батырева, М. В. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе / М. В. Батырева, М. Ю. Семенов. – Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. – № 8. – С. 50–56. Прохоров, А. В. Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы / А. В. Прохоров. – doi: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-258-266. – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 2. – С. 258–266. Брюхова, О. Ю. Профессиональная ориентация в школе : сущность, актуальные проблемы и пути решения / О. Ю. Брюхова, Т. М. Брюхова. – Текст : непосредственный // XIX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире : методология, опыт эмпирического исследования» : сборник материалов конференции. – Екатеринбург, 2016. – С. 1706–1717. Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником : проблемы и перспективы довузовской подготовки / М. В. Олиндер. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 218–221. Усова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников : новые решения и практики школ-лидеров образования Подмосковья / С. Н. Усова. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2022. – № 2 (80). – С. 46–53. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся / С. Н. Казначеева, Н. В. Быстрова, Н. С. Мурыгин, А. С. Пасечник. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 3 (37). – С. 42–47. Шаброва, Н. В. Доверие родителей к системе высшего образования / Н. В. Шаброва. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2019. – № 1. – С. 76–84. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских; под редакцией Г. Е. Зборовского ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2020. — 382 с. – Текст : непосредственный. Противоречия трансфера человеческого капитала образовательных общностей в образовательных организациях региона. – Текст : непосредственный // Учащаяся молодежь : от образовательной неуспешности к образовательной успешности : монография / под редакцией Г. Е. Зборовского. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2021. – С. 301–325. Кошкин, А. П. Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье) / А. П. Кошкин, Е. В. Каргаполова, Ю. А. Давыдова. – doi: 10.15838/sa.2023.4.40.9. – Текст : непосредственный // Социальное пространство. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 1–19.
Дополнительные файлы

