Профориентационная работа в школе: мнение учителей, учащихся и родителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема выбора школьниками будущей профессии в настоящее время сопряжена с многообразием мира специальностей, его постоянной трансформацией и отсутствием у молодых людей представлений о тех компетенциях, которые будут востребованы на рынке труда. Школа — базовый институт, призванный осуществлять профориентационную работу по выбору молодежью направления будущей профессиональной деятельности. Цель статьи — проанализировать мнения участников образовательного процесса (учителей, старшеклассников и родителей) о реализации школой функции профориентационной деятельности.Эмпирической базой работы выступили результаты массовых онлайн-опросов учителей, школьников и родителей г. Екатеринбурга. Исследование было проведено в декабре 2023 г. при поддержке Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга. Объем выборочной совокупности учителей составил 794 чел., старшеклассников (8–11 классы) — 3366 чел., родителей — 2157 чел.Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что старшеклассники, родители и учителя понимают важность получения высшего образования в современном мире, его роли в достижении жизненного успеха. Материальное благополучие и комфорт, достойная заработная плата выступают ключевыми ценностными ориентирами для старшеклассников. Школьники стремятся отсрочить процесс принятия решения о выборе направления профессиональной деятельности, что обусловлено, прежде всего, неопределенностью интересов и страхом неуспеха. Показаны реальные и желаемые формы профориентационной работы в школах уральского мегаполиса. Выделены три ключевые проблемы реализации профориентационной работы в школе: сложности выбора школьниками направлений профессиональной деятельности, нежелание части педагогов вовлекать школьников в процесс выбора направления будущей профессиональной деятельности; невостребованность у школьников и родителей существующих в школах форматов мероприятий профориентационной направленности. Делается вывод о том, что некоторые из выявленных проблем можно решить путем объединения усилий школы и родительского сообщества посредством использования более интересных методов и форм профориентационной работы; разработки муниципальных программ для привлечения в школы квалифицированных специалистов по профориентационной работе; развития партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, обеспечивающих большие возможности учащимся знакомиться с разными профессиями.

Об авторах

Н. В. Шаброва

Уральский федеральный университет

Email: n.v.shabrova@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5694-1040

Т. В. Дмитриева

Уральский федеральный университет

Email: n.v.shabrova@urfu.ru

В. А. Неделина

Уральский федеральный университет

Email: n.v.shabrova@urfu.ru

А. Г. Новоселов

Уральский федеральный университет

Email: n.v.shabrova@urfu.ru

К. А. Шаркунова

Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.v.shabrova@urfu.ru

Список литературы

  1. Колесникова, Е. М. Профориентация в школе как фактор социальной стратификации : новые практики в российской системе образования / Е. М. Колесникова. – doi: 10.19181/vis.2023.14.3.9. – Текст : непосредственный // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 3. – C. 197–214.
  2. Сардушкина, Ю. А. Сущность понятия профессиональной ориентации с позиции определения ее цели / Ю. А. Сардушкина. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 6–2. – С. 42–45.
  3. Батырева, М. В. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе / М. В. Батырева, М. Ю. Семенов. – Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. – № 8. – С. 50–56.
  4. Прохоров, А. В. Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы / А. В. Прохоров. – doi: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-258-266. – Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 2. – С. 258–266.
  5. Брюхова, О. Ю. Профессиональная ориентация в школе : сущность, актуальные проблемы и пути решения / О. Ю. Брюхова, Т. М. Брюхова. – Текст : непосредственный // XIX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире : методология, опыт эмпирического исследования» : сборник материалов конференции. – Екатеринбург, 2016. – С. 1706–1717.
  6. Олиндер, М. В. Профориентационная работа со старшеклассником : проблемы и перспективы довузовской подготовки / М. В. Олиндер. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 218–221.
  7. Усова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников : новые решения и практики школ-лидеров образования Подмосковья / С. Н. Усова. – Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2022. – № 2 (80). – С. 46–53.
  8. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся / С. Н. Казначеева, Н. В. Быстрова, Н. С. Мурыгин, А. С. Пасечник. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 3 (37). – С. 42–47.
  9. Шаброва, Н. В. Доверие родителей к системе высшего образования / Н. В. Шаброва. – Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2019. – № 1. – С. 76–84.
  10. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских; под редакцией Г. Е. Зборовского ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2020. — 382 с. – Текст : непосредственный.
  11. Противоречия трансфера человеческого капитала образовательных общностей в образовательных организациях региона. – Текст : непосредственный // Учащаяся молодежь : от образовательной неуспешности к образовательной успешности : монография / под редакцией Г. Е. Зборовского. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2021. – С. 301–325.
  12. Кошкин, А. П. Профессионально-образовательная траектория современного старшеклассника (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье) / А. П. Кошкин, Е. В. Каргаполова, Ю. А. Давыдова. – doi: 10.15838/sa.2023.4.40.9. – Текст : непосредственный // Социальное пространство. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 1–19.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».