Применение инструментов электронного обучения для международной академической мобильности неанглоговорящих студентов-математиков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье предлагается подход к организации обучения с использованием специальных электронных обучающих инструментов для более глубокого понимания математики и адаптации обучающихся к математическому языку, используемому в профессиональной среде в принимающей организации (в зарубежной стране). В связи с этим становится актуальной проблема мультиязычной поддержки изучаемых студентами курсов в принимающей стране для более эффективного погружения обучающихся в языковую академическую среду. Цель статьи – описание разработки методологии мультиязычного сопровождения математических курсов в принимающей стране для повышения эффективности академической мобильности студентов с использованием электронных средств обучения.

Материалы и методы. В основу проведенных исследований легли методы системного анализа, а также описательные и аналитические методы, преимущественно экспериментальные. Для определения преимуществ предложенного подхода были использованы методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности использовались классические методы измерений.

Результаты исследования. Авторы проанализировали существующие электронные обучающие системы и определили электронную образовательную среду Math-Bridge как позволяющую создавать математические курсы параллельно на нескольких языках. В качестве примера разработан учебный курс «Методы оптимизации» на трех языках для обучения русскоязычных студентов магистратуры. Сравнительный анализ целевой и контрольной групп студентов показал, что в целевой группе 100 % студентов достигли превосходного уровня освоения компетенций, в то время как в контрольной группе такого же уровня компетенций достигли лишь 75 % студентов. Степень мотивации к изучению математики в контрольной группе практически не изменилась, увеличение составило всего 0,86 %. Однако в целевой группе уровень интереса к изучению математики возрос с 0,9 до 8,9 % (в среднем рост составил 2,21 %).

Обсуждение и заключение. Результат проведенного педагогического эксперимента показал эффективность предлагаемого подхода при обучении студентов на английском языке в рамках международной академической мобильности. Полученные результаты будут полезны для сотрудников вузов, участвующих в программах международной академической мобильности студентов.

Об авторах

Александр Павлович Снегуренко

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

Email: APSnegurenko@kai.ru
ORCID iD: 0000-0002-5515-3544
ResearcherId: I-1028-2017

начальник Управления международной деятельности, кандидат технических наук

Россия, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 10

Сергей Александрович Сосновский

Утрехтский университет

Email: s.a.sosnovsky@uu.nl
ORCID iD: 0000-0001-8023-1770
Scopus Author ID: 8935519700

доцент кафедры информационных и вычислительных наук, группа компьютерных технологий обучения и преподавания, доктор философии

Нидерланды, 3584 СС, Утрехт, ул. Принстонпляйн, д. 5

Светлана Владимировна Новикова

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sweta72@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8207-1010
Scopus Author ID: 55355243900
ResearcherId: B-6505-2017

профессор кафедры прикладной математики и информатики, доктор технических наук

Россия, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 10

Рузиля Раифовна Яхина

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

Email: shroza1981@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7371-064X
Scopus Author ID: 57194621008
ResearcherId: C-7689-2018

заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук

Россия, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 10

Наталья Львовна Валитова

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

Email: valinata@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8408-1885
Scopus Author ID: 23013218200

доцент кафедры прикладной математики и информатики, кандидат технических наук

Россия, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 10

Эльмира Шамильевна Кремлева

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

Email: e-smile29.04@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0858-0575
Scopus Author ID: 57194618280

старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики

Россия, 420111, Казань, ул. Карла Маркса, д. 10

Список литературы

  1. Obst D., Kuder M. Joint and Double Degree Programmes: An Emerging Model for Transatlantic Exchange // Institute of International Education. 2009. 169 p. URL: http://www.iiebooks.org/joanddodepre.html (дата обращения: 29.12.2018).
  2. Fernández Agüero M. Erasmus Mobility and the Education of Interculturally Competent European Teachers // Journal of Supranational Policies of Education, Extraordinario. 2017. Pp. 142–158. doi: 10.15366/jospoe2017.m1
  3. Abankina I. V., Scherbakova I. Russian Higher Education Reforms and the Bologna Process // Journal of the European Higher Education Area. 2013. No. 3. Pp. 3–25. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/?search=0f55975b7a321df6620f09c8936fde63 (дата обращения: 29.12.2018).
  4. Diamond J. The Benefits of Multilingualism // Science. 2010. Vol. 330, Issue 6002. Pp. 332–333. doi: 10.1126/science.1195067
  5. Math-Bridge: Bridging the Gaps in European Remedial Mathematics with Technology-Enhanced Learning / S. Sosnovsky [et al.] // Mit Werkzeugen Mathematik und Stochastik lernen – Using Tools for Learning Mathematics and Statistics. Berlin/Heidelberg, Germany : Springer, 2014. Pp. 437–451. URL: http://www.springer.com/us/book/9783658031039 (дата обращения: 29.12.2018).
  6. Mercat Ch., Lealdino P., El-Demerdash M. Creativity and Technology in Mathematics: From Storytelling to Algorithmic with Op’Art // Acta Didactica Napocensia. 2016. Vol. 10, Issue 1. Pp. 63–70. URL: http://math.univ-lyon1.fr/irem/IMG/pdf/CADGME-2016-Mercat-Lealdino-El-Demerdash.pdf (дата обращения: 29.12.2018).
  7. Analysing and Improving Students’ Mathematics Skills Using ICT-Tools / S. Pohjolainen [et al.] // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14, Issue 4. Pp. 1221–1227. doi: 10.29333/ejmste/81869
  8. Сосновский С. А., Гиренко А. Ф., Галеев И. Х. Информатизация математический компоненты инженерного, технического и естественно-научного обучения в рамках проекта MetaMath // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 4. С. 446–457. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22673865 (дата обращения: 29.12.2018).
  9. Modern Mathematics Education for Engineering Curricula in Europe / S. Pohjolainen [et al.]. Birkhauser : Springer, 2018. doi: 10.1007/978-3-319-71416-5
  10. Augusti G. Engineers in Europe and the Role of SEFI // European Journal of Engineering Education. 1988. Vol. 13, Issue 1. Pp. 5–9. doi: 10.1080/03043798808939390
  11. Особенности проектирования компьютерных программ-тьютеров для обучения численным методам математики будущих инженеров / С. В. Новикова [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 322–343. doi: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.322-34
  12. Сыромясов А. О. Компьютерные технологии в преподавании математики студентам направления «Программная инженерия» // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 4. C. 518–525. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22673872 (дата обращения: 29.12.2018).
  13. Применение и преимущества компьютерных программ-тьютеров в рамках компетентностного подхода для обучения численным методам математики / Э. Ш. Кремлева [и др.] // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21, № 1. C. 344–362. URL: https://www.jets.net/ETS/russian/depository/v21_i1/pdf/9.pdf (дата обращения: 29.12.2018).
  14. Kostin V. A., Valitova N. L. Sensitivity Algorithm as a Solution of an Inverse Strength Problem Applied to Thin-Walled Structures // Russian Aeronautics. 2018. Vol. 61, No. 1. Pp. 128–133. doi: 10.3103/S1068799818010208
  15. Novikova S. V. Application of an Adaptive Correction Algorithm to Control a Gas Turbine Engine Under Conditions of Noises // Russian Aeronautics. 2006. Vol. 49, Issue 4. Pp. 55–62. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-34248660260&origin=inward&txGid=9951BA49F5A8450C561EAF0CC82EA2D2.wsnAw8kcdt7IPYLO0V48gA%3a19 (дата обращения: 29.12.2018).
  16. Rodnishev N. E., Novikova S. V., Denisov K. G. Developing Methods and Computer Technologies for Learning, Identification and Optimization of Nonlinear Stochastic Systems // IFAC Proceedings Volumes. 2012. Vol. 45, Issue 11. Pp. 51–56. doi: 10.3182/20120619-3-RU-2024.00044
  17. Kostin V. A., Valitova N. L. Coefficients of Equilibrium Equations in Solving a Problem of Reconstructing Deformation Curves for Slightly Conical Thin-Walled Structures // Russian Aeronautics. 2007. Vol. 50, Issue 3. Pp. 243–247. doi: 10.3103/S1068799807030026
  18. Медведева С. Н. Проектирование дистанционного обучающего курса в среде Lotus Learning Space // Образовательные технологии и общество. 2005. Т. 8, № 1. С. 148–164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9164966 (дата обращения: 29.12.2018).
  19. Blackboard as an Online Learning Environment: What Do Teacher Education Students and Staff Think? / A. Heirdsfield [et al.] // Australian Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 36, Issue 7. Pp. 1–16. doi: 10.14221/ajte.2011v36n7.4
  20. Новикова С. В. Проблемы интеграции практико-лабораторных модулей в дистанционный обучающий комплекс среды Learning Space // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 4. С. 543–553. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22673875 (дата обращения: 29.12.2018).
  21. Student Perception of Moodle LMS: A Satisfaction and Significance Analysis / A. Horvat [et al.] // Interactive Learning Environments. 2015. Vol. 23, Issue 4. Pp. 515–527. doi: 10.1080/10494820.2013.788033
  22. Costa C., Alvelos H., Teixeira L. The Use of Moodle E-Learning Platform: A Study in a Portuguese University // Procedia Technology. 2012. Vol. 5. С. 334–343. doi: 10.1016/j.protcy.2012.09.037
  23. Lepellere M. A., Cristea I., Gubiani D. The E-learning System for Teaching Bridging Mathematics Course to Applied Degree Studies // Models and Theories in Social Systems. Springer, Cham, 2019. Vol. 179. Pp. 295–309. doi: 10.1007/978-3-030-00084-4_16
  24. Новикова С. В., Снегуренко А. П. К вопросу создания мультиязычных электронных обучающих курсов // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 4. С. 429–439. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27163067 (дата обращения: 29.12.2018).
  25. Kuzenkov O. A., Zakharova I. V. Mathematical programmes modernization based on Russian and international standards // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14, № 1. С. 233–244. doi: 10.25559/SITITO.14.201801.233-244
  26. Новикова С. В., Новикова К. Н. Инструменты оценки эффективности обучения по стандартам SEFI в e-learning системе Math-Bridge // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 4. С. 496–508. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27163072 (дата обращения: 29.12.2018).
  27. Медведева С. Н. Разработка динамических учебных объектов в интеллектуальной системе онлайн обучения математике Math-Bridge // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 3. С. 522–543. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26441573 (дата обращения: 29.12.2018).
  28. Савкина А. В., Нуштаева А. В., Борискина И. П. Информатизация курса «Алгебра и геометрия» с помощью интеллектуальной обучающей системы Math-Bridge // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 4. С. 479–487. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27163070 (дата обращения: 29.12.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Снегуренко А.П., Сосновский С.А., Новикова С.В., Яхина Р.Р., Валитова Н.Л., Кремлева Э.Ш., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».