Опыт организации практической подготовки курсантов средствами дисциплины «Иностранный язык»
- Авторы: Игумнова О.В.1
-
Учреждения:
- Кузбасский институт ФСИН России
- Выпуск: Том 18, № 3 (2021)
- Страницы: 47-62
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/71150
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.3.4
- ID: 71150
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На настоящий момент практическая направленность обучения в высшей школе закреплена в качестве юридической нормы в российском законодательстве. Законодатель делает акцент на важности формирования у обучающихся высшей школы практических навыков профессиональной деятельности в рамках образовательного процесса. В первую очередь речь идет о специальных дисциплинах образовательных программ. Тем не менее общеобразовательные дисциплины, к которым относится и иностранный язык, также должны быть ориентированы на практическую подготовку специалистов/бакалавров.
Возникает необходимость определения возможностей организации практической (профессионально-ориентированной) языковой подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования. Усиление практической составляющей дисциплины «Иностранный язык» видится нам в возможностях междисциплинарной интеграции содержания учебного материала. Данная задача решается посредством отбора типичных ситуаций общения с деловыми партнерами, уточнения профессиональной терминологии, необходимой для элементарного общения на иностранном языке, и определения методически целесообразых форм, методов и приемов обучения.
Цель статьи — на примере одного занятия по иностранному языку представить опыт организации практической подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний. Предложенные материалы разработаны с учетом специфики осваиваемой программы.
Исследование основано на системно-функциональном, деятельностном, компетентностном и гуманистическом подходах. Изучение нормативных документов и обобщение массового педагогического опыта организации образовательного процесса в высшей школе позволили систематизировать и осуществить проектирование отдельного занятия по указанной дисциплине.
Методологические основания, теоретические и практические методы исследования определили логику учебного процесса, комплекс учебных заданий, формы организации деятельности курсантов на занятии (работа в группах сменного состава) и принципы оценивания успешности труда обучающихся.
Предложенный вариант занятия позволяет активизировать механизмы профессиональной самоидентификации курсантов, способствует формированию у них личностных и профессионально значимых качеств, помогает овладеть юридической терминологией и применять ее в устной коммуникации, а также получить представление о сходствах и различиях правовых систем России и стран изучаемого языка.
Автором также сформулирован ряд проблем, связанных с практической подготовкой курсантов средствами иностранного языка.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Викторовна Игумнова
Кузбасский институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.igumnova2009@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5361-5039
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины»
Россия, Новокузнецк, Кемеровская областьСписок литературы
- Искандарова О.Ю. Изучение аутентичной литературы по специальности как мотивационно-праксиологическая основа формирования профессионально-значимых качеств специалиста в процессе обучения иностранному языку в авиационном вузе // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 1. – С. 25.
- Лебедева Т.Ф., Сусленкова Ю.В. Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 2 (34). – С. 85–93.
- Мозырева О.В., Оганьян A.M. Обучение английскому для специальных целей Vs обучение общему английскому // Вестник Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 13. – С. 80–82.
- Toska I. Teaching Leagal English in Multilevel Classes. European Journal of Education and Applied Psychology. 2019. No. 3. Рр. 15–22.
- Nizamova R.A., Mamatova Z.M.Q. Overcoming problems in Teaching writing to ESP (English for Specific Purposes) Students // Достижения науки и образования. – 2019. – № 7 (48). – С. 88–90.
- Sharipova F.I. The Specificities of Teaching English for Specific Purposes (in Medical Institutes) // Вестник науки и образования. – 2019. – № 10–4 (64). – С. 116–119.
- Uber Grosse Ch. The case study approach to teaching business English. English for Specific Purposes. 1988. Vol. 7. No. 2. Рр. 131–136.
- Шадыбаева А.К., Дербина С.В. Методические аспекты преподавания специального английского языка в техническом вузе // Инновации в гражданской авиации. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 83–89.
- Сизова Ю.С., Лаврентьева Е.А. К вопросу о работе с аутентичным текстом научной статьи на занятиях по английскому языку для специальных целей в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2019. – Т. 25. – № 1. – С. 230–235.
- Ермякина Н.А. Повышение эффективности чтения иноязычных текстов как фактор развития коммуникативной компетенции обучающихся неязыковых образовательных организаций // Дискурс. –2019. – № 7 (33). – С. 40–49.
- Туганова С.В. Формирование межкультурной профессиональной компетенции студентов-юристов // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». – 2020. – Т. 16. – С. 332–340.
- Bancroft-Billings S. Identifying Spoken Technical Legal Vocabulary in a Law School Classroom. English for Specific Purposes. 2020. Vol. 60. Рр. 9–25.
- Smith S. DIY Corpora for Accounting & Finance Vocabulary Learning. English for Specific Purposes. 2020. Vol. 57. Рр. 1–12.
- Coxhead A., Demecheleer M. Investigating the Technical Vocabulary of Plumbing. English for Specific Purposes. 2018. Vol. 51. Рр. 84–97.
- Otto Ph. Choosing Specialized Vocabulary to Teach with Data-Driven Learning: An Example from Civil Engineering. English for Specific Purposes. 2021. Vol. 61. Рр. 32–46.
- Статкевич Е.А., Степанова Ю.Ф. Реализация метода проектов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2020. – № 2 (34). – С. 84–88.
- Мисходжева Ф.А., Тлисова С.М. Кейсовая методика как функциональная основа интегративного подхода к преподаванию английского языка для профессиональных целей в высшей школе // Миссия конфессий. – 2019. – Т. 8. – № 4 (39). – С. 472–486.
- Колотов В.Я., Колоколова А.И., Хотомлянская И.И. К реализации новых стандартов cитуативно-тематический подход или step-by-step в обучении профессионально-ориентированному общению курсантов военно-спортивного вуза // Вестник военного образования. – 2019. –№ 6 (21). – С. 64–68.
- Евсеева Л.Н., Жемчугова С.А., Сафроненкова Е.Л. Кейс-метод как инструмент развития навыков работы в команде в курсе «Иностранный (английский) язык в профессиональной сфере» для студентов инженерных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2 (8) [Электронный ресурс]. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN220.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
- Войткова А.Н., Гончарова Т.В. Лингвопрагматические особенности использования аутентичного иноязычного кинодискурса на занятиях по английскому языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14. – № 3. – С. 945–952.
- Gritsenko E.A., Frolovich E.M., Losavio M. The use of feature films in legal English class. Modern Science. 2020. No. 8–1. Рр. 240–242.
- Sheppard Ch., Manalo E., Henning M. Is Ability Grouping Beneficial or Detrimental to Japanese ESP Students’ English Language Proficiency Development? English for Specific Purposes. 2018. Vol. 49. Рр. 39–48.
Дополнительные файлы
