Методологические ориентиры подготовки к инновационной инженерной деятельности автотранспортного профиля


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Реализация стратегий инновационного развития - необходимое условие эффективного функционирования предприятий современного автотранспортного комплекса. Инженерно-технический персонал, способный воспринимать, создавать и использовать технико-технологические и организационные нововведения, становится ключевой корпоративной ценностью автотранспортного предприятия, развивающегося по инновационному типу. Выпускники вуза, прошедшие подготовку на бакалавриате автотранспортной направленности, пополняют инженерно-технический корпус автосервисных предприятий. Потребность в осуществлении инновационной деятельности, сформированная в сфере профильного производства, актуализирует ориентацию образовательного процесса вуза на формирование готовности выпускников к активному участию в производственной инновационной деятельности.Законодательное введение государственных компетентностно-ориентированных образовательных стандартов высшего образования свидетельствует о формировании в российской инженерной школе новой культуры - культуры стандартизации результата профессионального образования. Структурной составляющей стандартизации в области образования выступает внутривузовское образовательное нормирование. Законодательно вузу предоставляется возможность нормотворчества - проектирования образовательных целей, отражающих региональные социально-экономические особенности субъектов Российской Федерации.Инновационная деятельность в сфере автотранспортного производства многоаспектна. Это обуславливает многоаспектность образовательных целей, отражающих готовность выпускников вуза к профильной инновационной деятельности. Ввиду этого целесообразно применение междисциплинарного и компетентностного подхода в качестве совокупной методологической основы проектирования образовательных целей. Проектируемые образовательные цели представляют компетенции выпускника вуза и его личностные качества как готовность к участию в управленческой, производственной, маркетинговой инновационной деятельности.Сформированное студентом понимание собственной профессиональной идентичности является условием достижения эффективного результата подготовки к профильной производственной инновационной деятельности.Традиционная для российской инженерной школы информационно-накопительная модель образовательного процесса теряет свою актуальность в условиях ориентации на подготовку к инновационной деятельности. Педагогический потенциал проективного и проблемного обучения, технологии контекстного обучения в наибольшей степени соответствуют продуктивной реализации инновационно-ориентированного образовательного процесса.Обобщенный структурный состав инновационного процесса служит информационной основой для определения структурного состава совокупности проектируемых образовательных целей (компетенций выпускника вуза), обеспечивающих ориентацию образовательного процесса на подготовку обучающихся к профильной производственной инновационной деятельности.

Об авторах

Галина Васильевна Букалова

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Email: 57orleya@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис и ремонт машин». 302030, Россия, г. Орёл, ул. Московская, 77

Список литературы

  1. Соловьёв В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. - Старый Оскол: ТНТ, 2014.
  2. Сербиновcкий А.Ю., Фролов Н.Н. Экономика предприятий автомобильного транспорта: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МАРт», 2006. - 496 с.
  3. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 320 с.
  4. Косяков А., Свит У., Сеймур С., Бимер С. Системная инженерия. Принципы и практика / Пер. с англ. В. Батоврин. - М.: ДМК- Пресс, 2014.
  5. Букалова Г.В. Концептуальные основания нормирования результата профессионального образования технического профиля: моногр. - Орёл: ФБГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014.
  6. Грызлов В.С. Компетентностно-модульный подход в высшем техническом образовании: моногр. - Череповец: ЧГУ, 2015.
  7. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденных министром образования Российской Федерации от 22.01.2015 № ДЛ - 01/05вн. - URL: http: // fgosvo.ru/support/43/5/8/.
  8. Чучалин А.И. Модернизация экономики и повышение качества инженерного образования // Almamater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 11. - С. 12-18.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004.
  10. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. - М.: Эксмо, 2008.
  11. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 89-101.
  12. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003.
  13. Емельянова О.Я. Формирование профессиональной идентичности с целью адаптации работника к деятельности по специальности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. - 2005. - № 2. - С. 153-156.
  14. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. - М.: ИЦ ПКПС, 2000.
  15. Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). - М.: ИНФРАМ, 2014.
  16. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов. - СПб: АНО ИПЭВ, 2008.
  17. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
  18. Ильин Г.Л. Проективное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
  19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004.
  20. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. О применении компетентностного подхода высшей школой и корпоративными структурами. Сравнительный анализ // Almamater (Вестник высшей школы). - 2015. - № 5. - С. 60-67.
  21. Посталюк Н.Ю. Механизмы трансляции квалификационных требований рынка труда в программы профессионального образования и обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3 (15). - 37-40.
  22. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: учеб.- метод. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2012.
  23. Burns T., Stalker J. (1996) The Management of Innovation. Oxford: Oxford Universi- ty Press.
  24. Damanpour F. (1991) Organizational Innovation: A Meta-Analysis of Effects of Determinants and Moderators // Academy of Management Journal. Vol. 34. No 3. P. 558-559.
  25. Granello D.H, Young M. E. (2011) Counseling Today: Foundations of Professional Identity. Upper Saddle River, NJ: Pearson.
  26. Williams J. (2013) Constructing New Professional Identities. Rotterdam: Sense Publishers.
  27. Gunz H.P. (1994) Professional/Organizational Commitment and Job Satisfaction for Employed Lawyers // Human Relations. Vol. 47. No 7. P. 801-828.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Букалова Г.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».