ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗА

  • Авторы: Повшедная Ф.В.1, Канакова А.Е.2
  • Учреждения:
    1. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
    2. Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (НФ МЭСИ)
  • Выпуск: Том 11, № 4 (2014)
  • Страницы: 200-207
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/52164
  • ID: 52164

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализированы понятия «самоопределение» в широком смысле как центральный механизм становления личности и «профессиональное самоопределение» как личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Даны характеристики низкого, среднего и высокого уровней развития профессионального самоопределения студентов ссузов, отмечено преобладание студентов со средним и низким уровнем развития профессионального самоопределения. Авторы выделяют основные педагогические условия, необходимые для успешного развития профессионального самоопределения студентов ссузов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию основных компонентов профессионального самоопределения: мотивационного, оценочного, знаниевого, деятельностного и личностно-волевого. Так, в мотивационном компоненте происходит смена мотивации с внешних факторов профессии на ее сущностные характеристики. Существенные изменения в оценочном компоненте профессионального самоопределения проявились в способности студентов адекватно анализировать и оценивать себя и будущую профессиональную деятельность . Знаниевый компонент обогатился возросшей осведомленностью о профессии, повысилась успеваемость. Возрос интерес студентов к качественному выполнению профессионально направленных заданий и прохождению практики, что говорит о развитии деятельностного компонента. Личностно-волевой компонент приобрел выраженную положительную динамику в повышении уровня культуры делового общения, проявлении профессионально значимых качеств у студентов. Результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе значительно снизилось количество студентов с низким уровнем развития профессионального самоопределения и выросло число студентов с высоким уровнем - с 8,3 до 33,3 % у менеджеров и с 14,4 до 37 % у будущих бухгалтеров.

Об авторах

Фаина Викторовна Повшедная

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Email: pedagogika-ngpu@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики. 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Анна Евгеньевна Канакова

Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (НФ МЭСИ)

Email: kollnkesp@yandex.ru
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель среднего специального учебного заведения. 603090, г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, 2/а

Список литературы

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грищанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный оратор, 2001. - 1312 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 672 с.
  3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 254 с.
  8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 193 с.
  9. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методологическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
  10. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
  11. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  13. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Повшедная Ф.В., Канакова А.Е., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».