Историческое просвещение младших школьников: от теории к практике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность проблемы исторического просвещения в начальной школе определяется необходимостью формирования у младших школьников устойчивого интереса к истории, осознания значимости собственной культурной и исторической идентичности. Это требует от учителей понимания сущности этого процесса, применения новаторских методик и подходов в преподавании, нацеленных на активное вовлечение учащихся в познание истории. Цель нашего исследования заключается в определении сущности понятия «историческое просвещение младших школьников» и особенностей организации данного процесса в начальной школе. Авторами были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы – для выявления достижений в решении рассматриваемой проблемы, определения существующих в науке точек зрения на проблему исторического просвещения младших школьников; SWOT-анализ – с целью выявления достоинств и недостатков существующих программ, направленных на историческое просвещение; опрос – для определения уровня сформированности знаний младших школьников об исторических событиях. Выборку исследования составили обучающиеся 3-х и 4-х классов школ г. Челябинска. Объем выборки составил 170 человек. В результате исследования выявлена недостаточная разработанность проблемы исторического просвещения младших школьников как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Теоретическая значимость исследования заключается в авторской формулировке понятия «историческое просвещение младших школьников», под которым понимается деятельность педагога, направленная на формирование у детей первоначальных исторических знаний во взаимосвязи с интересом к истории своего Отечества, личностным пониманием значимости ключевых исторических событий, стремлением к сохранению исторической памяти. Анализ результатов проведенного опроса свидетельствует о недостаточной осведомленности обучающихся 3–4-х классов об исторических событиях. На основе проведенного SWOT-анализа выявлены угрозы достижению целей исторического просвещения: избыточный объем в содержании существующих программ, планирование большого количества ожидаемых результатов. В заключение отмечено, что историческое просвещение в начальной школе должно быть направлено на усвоение детьми достоверных и научно обоснованных знаний об исторических событиях, развитие способности понимать причинно-следственные связи в истории своей страны, оценивать их влияние на жизнь людей. Историческое просвещение является основой формирования коллективной исторической памяти и в начальной школе – сформировать ценностное отношение к окружающему миру на основе знакомства со значимыми событиями, личностями, сюжетами из истории нашей страны. Для достижения данной задачи необходимо использовать возможности уроков (литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ, музыки, ИЗО и др.) и внеурочной деятельности (участия в проектно-исследовательской деятельности, посещения театров, постановки спектаклей с историческим сюжетом, изучения былин, сказок, народного творчества и т. д.).

Об авторах

Ирина Валерьевна Верховых

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: verhovihiv@cspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»

Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69

Наталья Павловна Шитякова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: shityakovanp@cspu.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»

Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69

Инга Викторовна Забродина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zabrodinaiv@cspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, психология и предметные методики»

Россия, 454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 69

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. – URL: www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/1 (дата обращения: 27.05.24).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. – URL: http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х/ (дата обращения: 28.05.2024).
  3. Борисов В.Ю. Концептуальные основы реализации исторического просвещения в начальной школе и подготовка к ней учителя начальных классов // Журнал педагогических исследований. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 49–60 [Электронный ресурс]. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/84776/view (дата обращения: 18.06.2024).
  4. Копланова В.В. О значении исторического просвещения школьников, или Когда один в поле не воин // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2023. – № 2 (60). – С. 95–99. – EDN ZBUGDL (дата обращения: 14.07.2024).
  5. Шматько А.А. Историческая память и историческое мышление как базовые элементы исторического сознания: социально-философский анализ // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 4 (179). – С. 507–508.
  6. Павлова З.Я. Роль исторического просвещения в системе общего образования // Современный педагог и наставник: Электронный сборник статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника, Чебоксары, 25 октября 2023 г. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2023. – С. 384–386. – EDN NVNBMI (дата обращения: 07.07.2024).
  7. Распопова Е.Р. Историческое просвещение младших школьников // Актуальные вопросы преподавания истории и исторического просвещения в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 07 июня 2023 г. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2023. – С. 27–31. – EDN JRUWRC (дата обращения: 12.07.2024).
  8. Popa N. Operationalizing historical consciousness: A review and synthesis of the literature on meaning making in historical learning. Review of Educational Research. 2022. Vol. 92. No. 2. Pр. 171–208. doi: 10.3102/00346543211052333.
  9. Samiah S., Syaharuddin S., Mutiani M. The Contribution of Historical Science in Social Studies Teaching Materials in The Junior High School. The Innovation of Social Studies Journal. 2021. Vol. 2. No. 2. Pр. 159–168. doi: 10.20527/iis.v2i2.3048.
  10. Levstik L.S., Barton K.C. Doing history: Investigating with children in elementary and middle schools. Routledge. 2022. ISBN 9781032016931.
  11. Corning A., Schuman H. Generations and collective memory. University of Chicago Press. 2020. 272 р. doi: 10.1017/S1537592716003352.
  12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 4, Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области исторического просвещения» от 8 мая 2024 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 27.06.24).
  13. Булгакова А.С. Разговоры о важном как форма патриотического просвещения в общеобразовательной школе // Устойчивое развитие науки и образования. – 2022. – № 10 (73). – С. 14–19. – EDN FHFJMN (дата обращения: 14.06.2024).
  14. Иванова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках исторического краеведения // Межрегиональные Пименовские чтения. – 2023. – № 20. – С. 374–377. – EDN PKLSIT (дата обращения: 13.06.2024).
  15. Якименко Л.Н. Ценностный потенциал художественной литературы как источника креативных идей для будущих учителей начальных классов в осуществлении исторического просвещения среди младших школьников // Историко-педагогические чтения. – 2024. – № 28. – С. 335–341. – EDN BPVMSG (дата обращения: 11.06.2024).
  16. Таишева А.Ф. Исторические рассказы в детских журналах А.О. Ишимовой (1840– 1860-е гг.) // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. – 2022. – № 2 (21). – С. 100–103. – EDN NWOMDH (дата обращения: 01.07.2024).
  17. Терещенко Н.Л. Актуальные подходы в историческом просвещении: история в картинках для младших школьников и дошкольников // К.Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: Сборник статей участников XXVII Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, Москва, 23–24 марта 2023 г. – М.: Московский городской педагогический университет, 2024. – С. 24–29. – EDN AJHPPR (дата обращения: 19.07.2024).
  18. Рязанов И.В., Женина Л.В. Воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности обучающихся в сфере исторического просвещения и сохранения исторической памяти // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: Сборник статей XVI Международной научно-методической конференции, Пермь, 20 марта – 29 апреля 2024 г. – Пермь: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2024. – С. 155–160. – EDN BNHRLV (дата обращения: 07.06.2024).
  19. Косярский А.А. Историческое просвещение в рамках проектно-исследовательской деятельности в условиях дополнительного образования // Формирование российской гражданской идентичности как важнейший приоритет государственной образовательной политики России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию государственного праздника Российской Федерации «День России», Грозный, 10–12 июня 2022 г. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2022. – С. 150–157. – EDN EABIXC (дата обращения: 11.07.2024).
  20. Нужнова Н.М. Историческое просвещение младших школьников как диалог поколений // Философия образования и диалог поколений: Сборник научных трудов ХXIX Международной конференции, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2023 г. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023. – С. 399–402. – EDN CVSPLA (дата обращения: 10.06.2024).
  21. Шмуратко Д.В. Спектакли-вербатим как средство патриотического воспитания и исторического просвещения молодежи // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2023. – № 15. – С. 61–69. – doi: 10.24412/2712-827X-2023-15-61-69. – EDN NSWLZU (дата обращения: 17.07.2024).
  22. Малышев В.С. Советские исторические фильмы как инструмент просвещения и воспитания современной молодежи // Вестник Всероссийского государственного института культуры. – 2024. – Т. 16. – № 1 (59). – С. 6–14. – EDN PSKZWQ (дата обращения: 14.06.2024).
  23. Рабочая программа внеурочной проектной деятельности «Моя Россия» 1–4 кл. / Сост. Е.В. Демина [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-moya-rossiya-1-4-klass-4955143.html (дата обращения: 13.06.2024).
  24. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Историческое просвещение» для 1, 2 класса начального общего образования на 2022–2023 учебный год / Сост. Г.В. Чинчикова [Электронный ресурс]. – URL: https://shkolatumanovskaya-r22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/istoricheskoe_prosmveschenie.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
  25. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории нашего Отечества» 3–4 кл. (1-й год изучения) // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://edsoo.ru/wp- content/uploads/2023/12/pvd_yarkie_straniczy_istorii_nashego_otechestva.pdf (дата обращения: 18.06.2024).
  26. Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Россия – моя история» 3–4 кл. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-rossiya-moya-istoriya-6499047.html (дата обращения: 19.06.2024).
  27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://slovardalya/net/ (дата обращения: 19.07.2024).
  28. Инструктивное письмо Минпросвещения России от 14.07.2022 № 03-1035 об осуществлении исторического просвещения обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405085125/ (дата обращения: 19.07.2024).
  29. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. – URL: http:///publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001х (дата обращения: 19.07.2024).
  30. Иванова Е.И. Воспитательный потенциал уроков окружающего мира, содержащих историко-обществоведческий материал // Евразийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_07000492128?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 14.07.2024).
  31. Гаврилова Э.Д. Историческое просвещение – новое направление деятельности современного российского государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 5–6 (92). – C. 86–88. – doi: 10.24412/2500-1000-2024-5-6-86-8.
  32. Кропочева Т.Б., Налимова Т.А., Синева М.В. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 429. – С. 132–142. – doi: 10.17223/15617793/429/16.
  33. Деменева Н.Н., Казнова А.А. Формирование исторических представлений младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы и перспективы развития начального образования: Сборник статей по материалам 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 апреля 2024 г. – Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2024. – С. 60–62. – EDN KFUTWB (дата обращения: 11.07.2024).
  34. Махина Н.С., Обухова Л.А. Основные этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т. 10. – № 3–2 [Электронный ресурс]. – URL: elibrary_21676035_35011422.pdf (дата обращения: 08.07.2024).
  35. Острога В.А. «Рассказы по истории СССР» как инструмент формирования исторического сознания младших школьников // Труды Белорусского государственного технологического университета. – Серия 6: История, философия. – 2020. – № 2 (239). – С. 85–88 [Электронный ресурс]. – URL: https://elib.belstu.by/handle/123456789/37164 (дата обращения: 04.06.2024).
  36. Ашмаров А.С. Историческое просвещение через реализацию проектной деятельности как компонент развития одаренности // Развитие одаренности в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии: Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции, Саратов, 15–16 ноября 2023 г. – Саратов: ИЦ «Наука», 2023. – С. 29–36. – EDN SHVLYH (дата обращения: 18.07.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Верховых И.В., Шитякова Н.П., Забродина И.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».