Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье подчеркивается значимость трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, отмечается негативная тенденция недооценки развивающегося поколения. Определено оптимальное преобразование трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнено, что труд является важнейшим средством приобщения обувающихся к общечеловеческим (универсальным), эстетическим и индивидуальным ценностям. Предоставлены результаты теоретического анализа и практического опыта, путей устранения выявленных трудностей в организации трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнены функции и задачи учителя, обучающегося и родителя, влияющие на трудовую воспитанность младшего школьника во внеурочной деятельности. В статье выделены функции трудового воспитания: обучающая, развивающая, воспитательная. Основная функция учителя — организация взаимодействия с младшими школьниками и их родителями, интеграция различных видов деятельности (познавательной, игровой, трудовой), благодаря которой развиваются познавательные процессы (восприятие, мышление, память и др.), их способность в общении и в совместной деятельности с ее субъектами. Поставленная задача — изучить теорию трудового воспитания и описать опыт трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности потребовала поэтапного решения с учетом нравственных норм младшего школьника, определенных правил его поведения. На первом этапе опытной работы мы фиксировали приобретенные качества трудовой воспитанности обучающихся в ситуациях жизнедеятельности, иллюстрирующих их отношение к обществу, коллективу, труду, людям, себе. А на втором этапе выявлялись особенности влияния трудовой деятельности на межличностное общение, и на этой основе определялся уровень развития коллектива в трудовой деятельности.

Об авторах

Галия Бирикетовна Сармутдинова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galia_biriketovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5586-8996
Scopus Author ID: 8614-0459

ассистент кафедры «Педагогика и социология»

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. tass.ru [Internet]. В Госдуме считают правильной идею о трудовом воспитании в школах // Информационное агентство ТАСС. Доступ по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/4138720?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
  2. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. Актуальность трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 9. doi: 10.17513/spno.29479
  3. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника // Сборник статей IV Всероссийской методико-практической конференции: «Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве»; Сентябрь 2, 2021. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 6–11.
  4. Алиомаров Л.М., Малахмаева С.Р. Труд как воспитательный элемент современного общества // Материалы III Международной научной конференции: «Проблемы и перспективы развития образования»; Январь 2013; Пермь. Пермь: Меркурий, 2013. С. 68–69.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 2010. 94 с.
  6. Гаврилычев Г.Ф. Современный школьник, какой он? // Начальная школа. 2004. № 3. С. 13–16.
  7. Мельничук И.А. Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / под ред. М.П. Осиповой. Минск: Национальный институт образования, 2022. 168 с.
  8. Опарина С.А., Жесткова Е.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 37–41.
  9. Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым: монография. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2020. 179 с.
  10. Юсупхаджиева Т.В. Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе // Мир культуры, науки, образования. 2016. № 3. С. 59–61.
  11. Яковлева Е.В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 165–173.
  12. Barker D. Interaction of teachers and parents as a successful pledge of development of children. New York, 2013. P. 43–84.
  13. Dewar G. Features of children’s of play // Sci J. 2016. No. 4. P. 34–76.
  14. Dewar G. Upbringing of children of preschool age in the course of labor activity // Sci J. 2015. No. 1. P. 1–13.
  15. Grochowalska M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers // Ped J. 2016. No. 11. P. 1–34.
  16. Wilson D. The concept of parental identity // Ped J. 2017. No. 1. P. 12–42.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сармутдинова Г.Б., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».