Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности
- Авторы: Сармутдинова Г.Б.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 5-16
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/255347
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.1
- ID: 255347
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье подчеркивается значимость трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности, отмечается негативная тенденция недооценки развивающегося поколения. Определено оптимальное преобразование трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнено, что труд является важнейшим средством приобщения обувающихся к общечеловеческим (универсальным), эстетическим и индивидуальным ценностям. Предоставлены результаты теоретического анализа и практического опыта, путей устранения выявленных трудностей в организации трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Уточнены функции и задачи учителя, обучающегося и родителя, влияющие на трудовую воспитанность младшего школьника во внеурочной деятельности. В статье выделены функции трудового воспитания: обучающая, развивающая, воспитательная. Основная функция учителя — организация взаимодействия с младшими школьниками и их родителями, интеграция различных видов деятельности (познавательной, игровой, трудовой), благодаря которой развиваются познавательные процессы (восприятие, мышление, память и др.), их способность в общении и в совместной деятельности с ее субъектами. Поставленная задача — изучить теорию трудового воспитания и описать опыт трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности потребовала поэтапного решения с учетом нравственных норм младшего школьника, определенных правил его поведения. На первом этапе опытной работы мы фиксировали приобретенные качества трудовой воспитанности обучающихся в ситуациях жизнедеятельности, иллюстрирующих их отношение к обществу, коллективу, труду, людям, себе. А на втором этапе выявлялись особенности влияния трудовой деятельности на межличностное общение, и на этой основе определялся уровень развития коллектива в трудовой деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Галия Бирикетовна Сармутдинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: galia_biriketovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5586-8996
Scopus Author ID: 8614-0459
ассистент кафедры «Педагогика и социология»
Россия, ОренбургСписок литературы
- tass.ru [Internet]. В Госдуме считают правильной идею о трудовом воспитании в школах // Информационное агентство ТАСС. Доступ по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/4138720?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
- Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. Актуальность трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 9. doi: 10.17513/spno.29479
- Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника // Сборник статей IV Всероссийской методико-практической конференции: «Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве»; Сентябрь 2, 2021. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 6–11.
- Алиомаров Л.М., Малахмаева С.Р. Труд как воспитательный элемент современного общества // Материалы III Международной научной конференции: «Проблемы и перспективы развития образования»; Январь 2013; Пермь. Пермь: Меркурий, 2013. С. 68–69.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 2010. 94 с.
- Гаврилычев Г.Ф. Современный школьник, какой он? // Начальная школа. 2004. № 3. С. 13–16.
- Мельничук И.А. Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / под ред. М.П. Осиповой. Минск: Национальный институт образования, 2022. 168 с.
- Опарина С.А., Жесткова Е.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 37–41.
- Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым: монография. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2020. 179 с.
- Юсупхаджиева Т.В. Актуальные подходы к реализации трудового воспитания в современной начальной школе // Мир культуры, науки, образования. 2016. № 3. С. 59–61.
- Яковлева Е.В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. С. 165–173.
- Barker D. Interaction of teachers and parents as a successful pledge of development of children. New York, 2013. P. 43–84.
- Dewar G. Features of children’s of play // Sci J. 2016. No. 4. P. 34–76.
- Dewar G. Upbringing of children of preschool age in the course of labor activity // Sci J. 2015. No. 1. P. 1–13.
- Grochowalska M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers // Ped J. 2016. No. 11. P. 1–34.
- Wilson D. The concept of parental identity // Ped J. 2017. No. 1. P. 12–42.
Дополнительные файлы
