Патриотическое воспитание языковой личности студента (на примере учебной дисциплины «Культура речи юриста»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается возможность комплексного учебно-воспитательного воздействия на патриотическое становление языковой личности студента при освоении речеведческой дисциплины. В современных условиях патриотическое сознание молодежи становится основой национальной безопасности и приобретает стратегическое значение в государственной политике. В высшей школе, в том числе в юридическом вузе, вопросам патриотизма придается большое значение. Формирование будущего профессионала соотносится с представлением о феномене языковой личности, отражающем коммуникативные и мировоззренческие особенности. В настоящее время активно изучается лингводидактический потенциал патриотического воспитания студентов в ходе изучения иностранных языков. Представляется актуальным совмещать учебный и воспитательный процесс на родном языке в рамках изучения дисциплины по культуре речи. Целью исследования является разработка методических рекомендаций по составлению текстовых заданий, обеспечивающих становление языковой личности студента юридического вуза в аспекте патриотического воспитания, на материале учебной дисциплины «Культура речи юриста». В процессе исследования используются методы обу-чения, предусматривающие познавательную деятельность студентов. Воспитательный компонент обеспечивается наполнением текстовых заданий, которые актуализируют на практике теоретическую базу речеведческой дисциплины. В результате исследования выявляется, что содержание текстов патриотической тематики в составе дидактических заданий, а также темы, связанные с вопросами патриотизма, предлагаемые для обсуждения на дебатах, вызывают большой эмоциональный отклик у студентов. Выполняя задания, обучающиеся высказывают верные оценочные суждения, что свидетельствует об эффективности воспитательного воздействия. Проведенное исследование на практике подтверждает действенность учебно-воспитательного подхода, способствующего развитию патриотического сознания языковой личности студента.

Об авторах

Наталья Александровна Рядовых

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: 2013071@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8186-4449
SPIN-код: 3674-9827

доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи

Россия, 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Список литературы

  1. Путин В.В. Из выступления перед участниками Всероссийского патриотического форума и лауреатами Национальной премии «Патриот-2022» // Сайт Министерства просвещения России [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/6316/v-moskve-i-sankt-peterburge-vruchili-nacionalnuyu-premiyu-patriot-2022/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12) – П4 от 21 мая 2003 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 10.10. 2023).
  4. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025) [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: Мир и Образование, 2018. – 736 с.
  7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
  8. Грудцына Л.Ю. Модернизация юридической педагогики в целях воспитания нового поколения юристов: исторический аспект // Вопросы права. – 2023. – № 2. – С. 161–167.
  9. Овчинников А.В. Традиции общественного права образования как фактор формирования патриотизма молодежи (историко-педагогический аспект) // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 42–51.
  10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: научная литература. – М.: Педагогика, 1974. – 439 с.
  11. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. – Л.: АДД, 1984. – 354 с.
  12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: URSS, 2022. – 264 с.
  13. Развитие языковой личности в профессиональном дискурсе: колл. монография / отв. ред. К.М. Левитан, Н.А. Юшкова. – Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, 2022. – 344 с.
  14. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум / под общ. ред. Н.А. Юшковой. – М.: Юрайт, 2019. – 321 с.
  15. Макаренко А.С. Педагогические работы 1936–1939 // Педагогические сочинения: в 8 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 809 с.
  16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 239 с.
  17. Мелентьев А.В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право. – 2020. – № 7. – С. 237–241.
  18. Соколов С.А. Формирование духовно-нравственных и патриотических начал в правосознании студентов-юристов на занятиях по учебной дисциплине «История отечественного государства и права» // Вестник ВГ АВТ. – 2014. – Вып. 39. – С. 31–36.
  19. Соколова О.Л., Скопова Л.В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. – 2022. – № 3. – С. 32–41.
  20. Шакирова Т.И. Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку // Lingua mobilius. – 2009. – № 3 (17). – С. 197–205.
  21. Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Патриотическое воспитание студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 172–175.
  22. Белкина А.П. Формирование языковой личности будущего юриста посредством профессионального иноязычного образования // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 2 (66). – С. 1–7.
  23. Левитан К.М., Югова М.А. Ценностные отношения как мотивационная основа развития языковой личности студентов в научно-образовательном пространстве юридического дискурса // Язык и культура. – 2021. – № 56. – С. 164–178.
  24. Abdullaev Y.Z. Education of youth in the spirit of patriotism. International Scientific Yournal. 2023. No. 6. Pр. 238–241.
  25. Malkoç S., Özturk F. A Comparative Review of Articles on Education of Patriotism: A Thematic Analysis. International Journal of Progressive Education. 2021. No. 6 (17). Pр. 144–157.
  26. Usmonov A. The role of social pedagogy in the development of feelings of love for the motherland and patriotism in students and schoolchildren. International Scientific Yournal. 2023. No. 6. Pр. 171–174.
  27. Алейникова Д.В. Правовая культура в «зеркале» лингводидактики // Вестник МГЛУ. – 2018. – Вып. 6 (814). – С. 21–32.
  28. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. – 448 с.
  29. Пивкин С.Д. Лингводидактика о тезаурусе языковой личности // Научные исследования в образовании. – 2010. – Вып. 9. – С. 32–36.
  30. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  31. Путин В.В. Обращение к членам Совета безопасности России от 20 октября 2023 г. // Интерфакс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/russia/926850 (дата обращения: 23.10.2023).
  32. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: Изд-во АПН, 1970. – 702 с.
  33. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. – Т. 1. – М.: Гос. изд-во юридической литературы, 1954. – 931 с.
  34. Корнев В.Н. Традиционные конституционные ценности как духовно-нравственная основа единения российского общества и государства // Правосудие / Justice. – 2023. – Т. 5. – № 1. – С. 8–15.
  35. У разведчиков есть имена: Сб. воспоминаний о подвигах советских разведчиков / Сост. И.И. Шмелев. – М.: Московский рабочий, 1973. – 335 с.
  36. Толстой А.Н. Публицистика. – М.: Советская Россия, 1975. – 367 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рядовых Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».