Воспитательный потенциал предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики
- Авторы: Аллагулов А.М.1, Хисамутдинова Р.Р.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 63-78
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/253331
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.6
- ID: 253331
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность проблемы воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя обусловлена возрастающим интересом к проблеме воспитания подрастающего поколения. Геополитические трансформации актуализировали поиск ценностно-смысловых регулятивов воспитательной работы в образовательных организациях. Цель исследования – обоснование воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Методология исследования представлена аксиологическим и деятельностным подходами. В качестве основных методов применялись: сравнительный анализ педагогической и методической литературы, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих воспитательный процесс в образовательных организациях; обобщение и синтез полученных результатов; анкетирование и наблюдение. На основе данных мониторинговых исследований представлен портрет современного подрастающего поколения, а также характеристика поколения «Альфа», то есть детей, родившихся после 2010 года (в соответствии с концепцией Марка Мак-Кринда). К научной новизне исследования относим выявленные компоненты воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя. Ценность проведенного исследования заключается в обосновании воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Практическая значимость исследования выражается в представлении педагогических наработок в реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя на примере учебной дисциплины «История России».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Артур Минехатович Аллагулов
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818
ResearcherId: AAB-8432-2020
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Равиля Рахимяновна Хисамутдинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: hisamutdinova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3546-0683
ResearcherId: ABF-5586-2021
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Всеобщая история и методика преподавания истории и обществознания»
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Аллагулов А.М. Развитие воспитательного идеала в отечественной педагогике в контексте современных проблем воспитания детей и молодежи // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции – XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования / Под ред. члена-корр. РАО, д.п.н., проф. М.В. Богуславского; д.п.н., проф., проф. РАО С.В. Куликовой; д.п.н., проф. Т.И. Шукшиной. – Волгоград: Ред.-изд. центр ВГАПО, 2021. – С. 231–235.
- Александрова В.Г. Диалог культур и духовная традиция гуманной педагогики // Вопросы гуманитарных наук. – 2019. – № 3 (102). – С. 109–111.
- Беляева В.А., Панева И.В. Патриотическое воспитание студентов в образовательном процессе по физической культуре в гуманитарном вузе // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко: в 2 ч., Москва, 15–16 марта 2018 г. / Под ред. Е.И. Артамоновой. Ч. 1. – М.: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. – С. 287–291.
- Абраухова В.В., Власова Т.И. Воспитательное медиапространство вузов: духовные риски и вызовы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сборник материалов международной научной конференции, Краснодар, 09–12 ноября 2020 г. Т. 2, вып. 4. – Краснодар: Изд-во Магарин Олег Григорьевич, 2020. – С. 219–234.
- Никандров Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 12. – С. 5–24.
- Вариативная модель и социально-педагогические технологии формирования ценностных ориентаций детей посредством программирования воспитания в образовательных организациях / Ю.Б. Берлянд, Е.Н. Болотникова, Т.С. Борисова [и др.]. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. – 356 с.
- Востриков А.О., Белозерцев Е.П. Воспитательный аспект преподавания физики в высшей школе // Теория и практика современного воспитания и обучения: материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 06 апреля 2023 г. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – С. 392–396.
- Макеева С.Г. Создание единого духовно-нравственного пространства современного образования // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития: материалы VIII международной научно-практической конференции, Ярославль, 06 апреля 2023 г. / Под науч. ред. С.А. Томчук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 15–19.
- Меньшиков В.М. Значение духовно-нравственного воспитания в преодолении кризиса современного образования: теолого-исторический анализ // Духовно-нравственное воспитание. – 2023. – № 4. – С. 7–25.
- Метлик И.В., Клемяшова Е.М. Российские базовые ценности в воспитании школьников: к разработке примерной рабочей программы воспитания в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции, Ярославль, 16 мая 2022 г. / Под науч. ред. Е.В. Карповой. – Ярославль – Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 112–117.
- Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы / В.Т. Ананьина, Е.А. Алешина, А.А. Белов [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. – 344 с.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи – о молодежи, для молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.Т. Шапко, Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; Ред. коллегия: Л.Н. Банникова, Ю.Р. Вишневский, О.И. Ребрин, Л.Н. Боронина, И.И. Шолина. Т. I. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. – С. 5–9.
- Ковшов Р.В., Шевелев А.Н. Кризисы отечественного школьного воспитания: история и современность: монография. – СПб: Любавич, 2016. – 356 с.
- Dewey J. Experience and Education. New York, copyright 1938 by Kappa Delta, Macmillan Publishing Company, 1963. P. 20.
- Parlato G. Giovanni Gentile: From the Risorgimento to Fascism. Trans. Stefano Maranzana. TELOS 133 (Winter 2005). Pp. 75–94.
- Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 78–106.
- Archard D. Should We Teach Patriotism? Studies in Philosophy and Education. 1999. No. 18 (3). Pр. 157–173.
- Чернышова Е.Л., Иванов Д.В., Рощупкина Е.И. Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19. – № 1. – C. 125–140.
- Теплова Е.Ф. Поколение альфа и как его учить // Начальная школа. – 2023. – № 3. – С. 33–38.
- Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022». Качественный этап. Институт воспитания РАО [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/db4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8%202022%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20.pdf (дата обращения: 28.09.2023).
- Портрет современного школьника: что показал опрос института воспитания [Электронный ресурс]. – URL: https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/portret-sovremennogo-shkolnika/ (дата обращения: 29.09.2023).
- Историческая память населения России (материалы «круглого стола» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 20 ноября 2001 г.) // Отечественная история. – 2002. – № 3. – С. 194–202.
- Материалы VII съезда Российского Союза ректоров. – М., 2002. – 134 с.
- Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 332. – № 5. – С. 147.
- Халявин Н.В. Несколько слов о проблемах преподавания истории в высшей школе (из опыта преподавателя отечественной истории) // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
- Кокоулин В.Г., Михалин В.А. Отечественная история и воспитание патриотизма // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 175–177.
- Ильин Е.В. Военная тематика в учебном курсе «Отечественная история» (опыт преподавания истории на химическом факультете СПбГУ) // 2012 год – год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – С. 84–88.
- Росина Н.А. Гуманизация вузовского образования: интеграция личностных и предметных изменений // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С. 46–48.
- Щеглова Т.К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – С. 43–47.
Дополнительные файлы
