Воспитательный потенциал предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность проблемы воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя обусловлена возрастающим интересом к проблеме воспитания подрастающего поколения. Геополитические трансформации актуализировали поиск ценностно-смысловых регулятивов воспитательной работы в образовательных организациях. Цель исследования – обоснование воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Методология исследования представлена аксиологическим и деятельностным подходами. В качестве основных методов применялись: сравнительный анализ педагогической и методической литературы, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих воспитательный процесс в образовательных организациях; обобщение и синтез полученных результатов; анкетирование и наблюдение. На основе данных мониторинговых исследований представлен портрет современного подрастающего поколения, а также характеристика поколения «Альфа», то есть детей, родившихся после 2010 года (в соответствии с концепцией Марка Мак-Кринда). К научной новизне исследования относим выявленные компоненты воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя. Ценность проведенного исследования заключается в обосновании воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики. Практическая значимость исследования выражается в представлении педагогических наработок в реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя на примере учебной дисциплины «История России».

Об авторах

Артур Минехатович Аллагулов

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818
ResearcherId: AAB-8432-2020

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Равиля Рахимяновна Хисамутдинова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: hisamutdinova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3546-0683
ResearcherId: ABF-5586-2021

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Всеобщая история и методика преподавания истории и обществознания»

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Аллагулов А.М. Развитие воспитательного идеала в отечественной педагогике в контексте современных проблем воспитания детей и молодежи // Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции – XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования / Под ред. члена-корр. РАО, д.п.н., проф. М.В. Богуславского; д.п.н., проф., проф. РАО С.В. Куликовой; д.п.н., проф. Т.И. Шукшиной. – Волгоград: Ред.-изд. центр ВГАПО, 2021. – С. 231–235.
  2. Александрова В.Г. Диалог культур и духовная традиция гуманной педагогики // Вопросы гуманитарных наук. – 2019. – № 3 (102). – С. 109–111.
  3. Беляева В.А., Панева И.В. Патриотическое воспитание студентов в образовательном процессе по физической культуре в гуманитарном вузе // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко: в 2 ч., Москва, 15–16 марта 2018 г. / Под ред. Е.И. Артамоновой. Ч. 1. – М.: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. – С. 287–291.
  4. Абраухова В.В., Власова Т.И. Воспитательное медиапространство вузов: духовные риски и вызовы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сборник материалов международной научной конференции, Краснодар, 09–12 ноября 2020 г. Т. 2, вып. 4. – Краснодар: Изд-во Магарин Олег Григорьевич, 2020. – С. 219–234.
  5. Никандров Н.Д. Воспитание в современной России: влияние информационной среды, социализации и культуры // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 12. – С. 5–24.
  6. Вариативная модель и социально-педагогические технологии формирования ценностных ориентаций детей посредством программирования воспитания в образовательных организациях / Ю.Б. Берлянд, Е.Н. Болотникова, Т.С. Борисова [и др.]. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2022. – 356 с.
  7. Востриков А.О., Белозерцев Е.П. Воспитательный аспект преподавания физики в высшей школе // Теория и практика современного воспитания и обучения: материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 06 апреля 2023 г. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – С. 392–396.
  8. Макеева С.Г. Создание единого духовно-нравственного пространства современного образования // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития: материалы VIII международной научно-практической конференции, Ярославль, 06 апреля 2023 г. / Под науч. ред. С.А. Томчук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 15–19.
  9. Меньшиков В.М. Значение духовно-нравственного воспитания в преодолении кризиса современного образования: теолого-исторический анализ // Духовно-нравственное воспитание. – 2023. – № 4. – С. 7–25.
  10. Метлик И.В., Клемяшова Е.М. Российские базовые ценности в воспитании школьников: к разработке примерной рабочей программы воспитания в школе // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник научных статей VI международной научно-практической конференции, Ярославль, 16 мая 2022 г. / Под науч. ред. Е.В. Карповой. – Ярославль – Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 112–117.
  11. Воспитательная деятельность в вузе: современные подходы / В.Т. Ананьина, Е.А. Алешина, А.А. Белов [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. – 344 с.
  12. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи – о молодежи, для молодежи // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.Т. Шапко, Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. / Под общ. ред. Ю.Р. Вишневского; Ред. коллегия: Л.Н. Банникова, Ю.Р. Вишневский, О.И. Ребрин, Л.Н. Боронина, И.И. Шолина. Т. I. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. – С. 5–9.
  13. Ковшов Р.В., Шевелев А.Н. Кризисы отечественного школьного воспитания: история и современность: монография. – СПб: Любавич, 2016. – 356 с.
  14. Dewey J. Experience and Education. New York, copyright 1938 by Kappa Delta, Macmillan Publishing Company, 1963. P. 20.
  15. Parlato G. Giovanni Gentile: From the Risorgimento to Fascism. Trans. Stefano Maranzana. TELOS 133 (Winter 2005). Pp. 75–94.
  16. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 78–106.
  17. Archard D. Should We Teach Patriotism? Studies in Philosophy and Education. 1999. No. 18 (3). Pр. 157–173.
  18. Чернышова Е.Л., Иванов Д.В., Рощупкина Е.И. Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19. – № 1. – C. 125–140.
  19. Теплова Е.Ф. Поколение альфа и как его учить // Начальная школа. – 2023. – № 3. – С. 33–38.
  20. Аналитический отчет «Итоги мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи 2022». Качественный этап. Институт воспитания РАО [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/db4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8%202022%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20.pdf (дата обращения: 28.09.2023).
  21. Портрет современного школьника: что показал опрос института воспитания [Электронный ресурс]. – URL: https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/portret-sovremennogo-shkolnika/ (дата обращения: 29.09.2023).
  22. Историческая память населения России (материалы «круглого стола» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 20 ноября 2001 г.) // Отечественная история. – 2002. – № 3. – С. 194–202.
  23. Материалы VII съезда Российского Союза ректоров. – М., 2002. – 134 с.
  24. Росина Н.Л., Росина М.А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 332. – № 5. – С. 147.
  25. Халявин Н.В. Несколько слов о проблемах преподавания истории в высшей школе (из опыта преподавателя отечественной истории) // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
  26. Кокоулин В.Г., Михалин В.А. Отечественная история и воспитание патриотизма // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1. – С. 175–177.
  27. Ильин Е.В. Военная тематика в учебном курсе «Отечественная история» (опыт преподавания истории на химическом факультете СПбГУ) // 2012 год – год истории в России. Актуальные проблемы изучения и преподавания истории в высших учебных заведениях. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – С. 84–88.
  28. Росина Н.А. Гуманизация вузовского образования: интеграция личностных и предметных изменений // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С. 46–48.
  29. Щеглова Т.К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – С. 43–47.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аллагулов А.М., Хисамутдинова Р.Р., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».