Учитель и наставник русской национальной педагогики К.Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор на основе анализа научных исследований обращается к осмыслению педагогического наследия выдающегося педагога, ученого с энциклопедическими знаниями Константина Дмитриевича Ушинского в пространстве научного познания. В статье акцентируется внимание на концептуальных идеях К.Д. Ушинского, в которых раскрываются основные положения обучения и воспитания подрастающего поколения, этапы профессиональной подготовки будущего педагога, образ народного учителя. Подчеркивается значимость профессии учителя для современного общества. Особое внимание автор статьи уделяет популяризации профессии педагога, признанию особого статута педагогических работников, осуществляющих в том числе наставническую деятельность, что приобретает особую важность в Год педагога и наставника. Практическая значимость исследования состоит в интеграции педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века как конструкта реализации современных образовательных практик в инновационной деятельности педагога, тьютора, наставника, фасилитатора путем организации и проведения Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского». Представленные результаты исследования актуализируют педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной педагогической науке и практике и могут быть использованы как инструмент для привлечения студенческой молодежи в педагогическую профессию.

Об авторах

Любовь Александровна Кочемасова

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lkochem@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4972-1047
SPIN-код: 9218-5060
Scopus Author ID: 57204706899
ResearcherId: AAI -6342-2021

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и социология»

Россия, 460014, Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Министерство Просвещения Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/5398/2023-god-obyavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika/ (дата обращения: 01.03.2023).
  2. Приказ об утверждении плана реализации Программы развития ОГПУ в 2023 году [Электронный ресурс]. – URL: https://ospu.ru/assets/resources/articles/sveden/prikaz_pr_pazv.PDF (дата обращения: 01.03.2023).
  3. Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский – великий педагог-гуманист: к 150-летию со дня рождения. – М.: Знание, 1974. – 56 с.
  4. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве // Советская педагогика. – 1984. – № 2. – С. 87–93.
  5. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбилиси: ТбГУ, 1974. – 441 с.
  6. Струминский В.Я. Константин Дмитриевич Ушинский // Великие русские люди: сборник / сост. В. Володин. – М.: Молодая гвардия, 1984. – Вып. 6 (646). – С. 183–221.
  7. Меньшиков В.М. Ушинский о подготовке учителя // К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П. Белозерцева. – М.: Роман-газета, 1994. – 192 с.
  8. Богуславский М.В. Наше все… Константин Дмитриевич Ушинский. К 200 летию со дня рождения творца русской национальной педагогики // Учительская газета. – № 7 от 14 февраля 2023.
  9. Громенко М.В. Исследование проблемы коммуникативной направленности в педагогической системе К.Д. Ушинского // The scientific heritage. – 2020. – № 54. – С. 22–23.
  10. Груздев М.В. Дата рождения К.Д. Ушинского: завершение дискуссии // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 1. – С. 8–15.
  11. Захарищева М.А. К.Д. Ушинский о подготовке учителей: аксиологическая модель // Историко-педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 145–153.
  12. Кожевникова М.Н. Социально-эмоционально-этическое образование и концепции российской педагогической традиции (идеи Н.И. Новикова и К.Д. Ушинского) // Вестник Калмыцкого университета. – 2022. – № 4 (52). – С. 114–121.
  13. Кочемасова Л.А. Научно-педагогические подходы К.Д. Ушинского и современное российское образование // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: материалы III международной научно-практической конференции. – Брянск: РИО БГУ; Новый проект, 2019. – С. 62–66.
  14. фКочемасова Л.А. Гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребенка в педагогическом наследии К.Д. Ушинского // Гуманитарный вестник: сб. науч. тр. / ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков». Редкол.: С.Э. Зябрева и др. – Горловка: Изд-во ГОУ ВПО «ГИИЯ», 2020. – Вып. 10: Педагогика. – С. 61–66.
  15. Ильясова Э.И. Феномен педагогического наследия К.Д. Ушинского // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2019. – № 9. – С. 26–33.
  16. Фазылзянова Г.И. Дизайн-мышление как философия и методология цифрового общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2020. – № 1 (25). – С. 101–108.
  17. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. – М.: Юрайт, 2023. – 258 с.
  18. Ушинский К.Д. Лекции в Ярославском лицее. Избранные педагогические сочинения. – М.: Юрайт, 2023. – 358 с.
  19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / сост. В.Я. Струминский; гл. ред. А.М. Еголин; Ин т теории и педагогики АПН РСФСР. – М.–Л.: АПН РСФСР, 1948–1952. – Т. 1. – 738 с.
  20. Гаибова В.Е. Развитие дидактических идей К.Д. Ушинского в современном образовании // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Е.О. Иванова. Т. 1. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. – С. 19–24.
  21. Леврик М., Линк П., Лейфер Л. Дизайн-мышление: канвасы и упражнения. Полный набор инструментов. – СПб.: Питер, 2022. – 304 с.
  22. Наставничество как актуальное явление в системе отечественного образования: сб. ст. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. – 107 с.
  23. В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. Л.А. Кочемасова. – Оренбург, 2023 [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/2784 (дата обращения: 10.03.2023).
  24. В мире мудрых мыслей Константина Дмитриевича Ушинского: материалы международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов / науч. ред. В.Г. Рындак; отв. за вып. А.А. Черемисина; Мин-во науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. – ISBN 978-5-85859-697-4 [Электронный ресурс]. – URL: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_ushinsk_2019.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Динамика Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

Скачать (580KB)

© Кочемасова Л.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».