Об одном из типов «педагогических ситуаций»: классификация и практические аспекты
- Авторы: Доброва В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 20, № 1 (2023)
- Страницы: 77-86
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/144066
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6
- ID: 144066
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе предыдущих теоретических исследований, проведенных автором, в данной работе понятие «педагогическая ситуация» описывается в связи с понятием «педагогическое событие». Представленная в работе классификация педагогических ситуаций основана на возможности и способности педагогической ситуации достичь педагогической проблемы, педагогического эффекта и, таким образом, стать педагогическим событием. Исходя из этих оснований, а также логики и практики повседневной работы учителя были выделены три типа ситуаций. Первый из них, то есть педагогическая ситуация, в которой цель достижима (это означает, что ситуация может превратиться из потенциальной в актуальную), описан в статье. Целевой принцип анализа открывает перспективу установления взаимосвязей между всеми параметрами ситуации и личностными характеристиками ее участников. Схема описания педагогических ситуаций логически включает следующие компоненты: участники (учителя и ученики – потенциальный педагогический агент), цель/задача, условия (локус).
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Вадимовна Доброва
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Щербакова Е.Е. Событийная ситуация и ее отображение в речи русских старожилов Байкальской Сибири: автореф. дис. … канд. фил. наук: 10.02.01. – Иркутск, 2013. – 25 с.
- Dobrova V.V. Pedagogical situations: interpretation difference. Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021. Vol. 18. No. 4. Pр. 73–82.
- Dobrova V.V. The concept of the “pedagogical event” in educational discourse. Vestnik of Samara State Technical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 19. No. 4. Pр. 47–56. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.4.4
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. – 135 с.
- Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник ситуационных педагогических задач. – Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. – 68 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 258 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Педагогика, 1981. – 163 с.
- Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2008. – 253 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. – Киев: Вища школа, 1986. – С. 55.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – С. 43–44.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 5: Статьи. – Киев: Радянська школа, 1980. – 678 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. – М.–Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. – С. 161–164.
Дополнительные файлы
