Организация учебной дисциплины «Педагогическая риторика» в вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается содержание и специфика дисциплины «Педагогическая риторика», которая является обязательной в подготовке будущих учителей. Актуализируется проблема уровня риторического мастерства, связанного с подготовкой в вузе, активной практической деятельностью, а также с самостоятельной работой студентов. Представлен анализ содержательного наполнения речевой подготовки будущего учителя. Цель статьи — теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию знаний принципов коммуникации в профессиональной этике учителя, коммуникационных технологий в профессиональном взаимодействии. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют научные представления о педагогических условиях эффективного формирования у студентов необходимых умений коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в профессиональной педагогической сфере; обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования ораторского и актерского мастерства будущих педагогов. Теоретико-методологической основой исследования являются личностный, индивидуальный, культурологический, деятельностный, психодраматический подходы. Отражен опыт преподавания дисциплины «Педагогическая риторика» в Севастопольском государственном университете. Представлены особенности организации занятий, выполнения практических заданий студентами, разнообразие использованных форм, методов и средств обучения. В работе подчеркивается важность создания условий для творческой деятельности будущих педагогов.

Об авторах

Елена Геннадьевна Проценко

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kardamne@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5834-475X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическое образование»

Россия, Севастополь

Список литературы

  1. Астафьева И.А. Педагогическая риторика: интерпретации содержания дисциплины и практика преподавания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – №4 (8). – С. 29–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-interpretatsii-soderzhaniya-distsipliny-i-praktika-prepodavaniya (дата обращения: 05.05.2022).
  2. Денисенко С.И. Педагогическая риторика: проблемы, пути решения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 3 (836). – С. 51–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ritorika-problemy-puti-resheniya (дата обращения: 11.04.2022).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).
  4. Абрамовских Н.В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 2. – S10. – С. 6–3. URL: http://e-koncept.ru/2017/470122.htm (дата обращения: 11.05.2022).
  5. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. – И.: Логос, 2012.
  7. Педагогическая риторика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. Н.Д. Десяевой. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 256 с.
  8. Тумина Л. Преподавание риторики в педагогическом вузе // Высшее образование в России. – 2000. – № 6. – С. 69–78.
  9. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: AcademiA, 2001. – 239 с.
  10. Михеева Е.Г. Формирование педагогического артистизма студента – будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Самара, 2008. – 26 с.
  11. Катекина А.А. Технологии театральной педагогики в формировании поликультурной иноязычной коммуникативной компетенции специалиста // КПЖ. – 2015. – № 6-1(113). – С. 102–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-teatralnoy-pedagogiki-v-formirovanii-polikulturnoy-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-spetsialista.
  12. Кашина Е.Г. Коммуникативно-театральный метод обучения иностранному языку: развитие множественных типов интеллекта у студентов: монография. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. – 144 с.
  13. Юрченко О.А. Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации: дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05. – Самара, 1999. – 167 с.
  14. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: Лаборатория знаний, 2015. – 220 с.
  15. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  16. Шевченко М.С. Профессиональная подготовка студентов-филологов педагогического вуза: методологические подходы // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 150–160.
  17. Шевченко Н.Н. Деятельностный подход к профессиональной подготовке будущего учителя в образовательном процессе университета // Проблемы современного образования. – 2021. – № 5. – C. 116–128. doi: 10.31862/2218-8711-2021-5-116-128
  18. Grice P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics. Speech Acts / P. Cole, J.L. Morgan (eds.). – New Yоrk, 1975. – P. 41–58.
  19. Кашина Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий: автореф. дис. … доктора педагогических наук: 13.00.08. – Самара, 2004. – 39 с.
  20. Psychodrama Since Moreno: Innovations in Theory and Practice. London: Routledge, 1994.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проценко Е.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».