Методология создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена одному из приоритетных направлений деятельности высших учебных заведений, которым является институт магистратуры. Цель статьи - рассмотреть специфику методологии создания учебного курса магистратуры в условиях становления цифровой экономики в Российской Федерации. Адаптация магистерских программ к профессиональной деятельности дает возможность сфере науки и образования оперативно реагировать на потребности промышленности и экономики; кроме того, институт магистратуры определяет возможности высшего учебного заведения в сфере подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях. В основе представленного исследования, касающегося технологии создания учебного курса программы магистратуры в условиях цифровой экономики, лежат теория познания и деятельности, теория социально-общественной обусловленности образования, современные дидактические теории и технологии обучения, методология учения и учебной деятельности, методология разработки учебного курса с использованием электронных и компьютерных технологий. Определены критерии содержания учебного курса программы магистратуры. Предложены формы транслируемых знаний и обосновано их применение в условиях цифровизации в образовании. С точки зрения аспекта информатизации и прозрачности в системе контроля усвоения транслируемых знаний в магистратуре обоснованы такие формы контроля, как система тестирования и выполнение магистрантами научно-исследовательской работы. Одним из обязательных условий создания учебного курса магистратуры определено применение цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, и неограниченных информационных ресурсов с целью обеспечения возможности обучения в любое удобное для магистранта время и создания условий для непрерывного индивидуального спроектированного образования.

Об авторах

Елена Вячеславовна Бунтова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: lena-buntova1@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная математика, информатика и информационные системы» Россия, 443066, г. Самара, ул. Свободы, 2в

Список литературы

  1. Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Проектирование диссертации магистра образования / под ред. Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 150 с.
  2. Future Work Skills 2020 Report [SR-1382A] // Institute for the Future [официальный сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf.
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 16-32-р от 28 июля 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://statik. government.ru Правительство России.
  4. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд. центр ПКПС, 2006. - 111 с.
  5. Гладченкова Н.Н. Многоуровневое образование как условие модернизации и интернационализации высшей школы // Известия Южного федерального университета. Сер. Педагогические науки. - 2008. - № 1/2. - С. 15-23.
  6. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 3-17.
  7. Сенашенко В.С. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 18-26.
  8. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. - 2004.- № 4. - С. 5-9.
  9. Соляников Ю.В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем / под ред. д-ра пед. наук Е.С. Заир-Бек. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 80-87.
  10. Кувшинова М.А. Научно-исследовательская работа студентов как важнейший фактор повышения рейтинга университета [электронный ресурс] // URL: http: www.research.mifp.ru / publicationns / npsh2.rtf.
  11. Сережникова Р.К. Акмеологическое сопровождение как фактор активизации научно-исследовательской деятельности студента-магистранта // Вестник ХГАЭП. - 2015. - № 1(75). - С. 53-60.
  12. Козыпев В.А. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Науч.-метод. пособие / под ред. проф. В.А. Козырева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 225 с.
  13. Баймухамбетова Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности / дис. … к.п.н.: 13.00.02. Челябинск, 2011. - 225 с.
  14. Губайдуллин А.А. Формирование исследовательской компетентности студентов в условиях проектного обучения: дис. … к.п.н.: 13.00.01. Казань, 2011. - 235 с.
  15. Исследование процессов профессионального становления студентов магистратур в современном вузе: Колл. монография / под ред. А.В. Тряпицина, Н.Ф. Родионовой. - СПб: Лема, 2013. - 210 с.
  16. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореферат дисс. … к.п.н.: 13.00.01. Тюмень, 2012. - 26 с.
  17. Саломахина Л.А. Проблемы функционирования магистратуры в системе высшего образования России как фактор сдерживания академической мобильности студентов / «Ученые записки» Курского государственного университета: электр. науч. журнал. - 2011. http://www.scientific-notes.ru/
  18. Поспелов В.К., Комиссарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2011. - № 10. - С. 3-11.
  19. Витвицкая Л. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 93-96.
  20. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Экономическая статистика. - 2018. - Т. 15. - № 4. - С. 16-27.
  21. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - С. 122-128.
  22. Громкова М.Т. Инновационная сущность образовательного процесса, его структура и целостность // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: Матер. междунар. науч.-метод. конф., ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия». - 2016. - С. 35-40.
  23. Кузнецова Е.В. Целостность как системообразующий принцип образования в условиях информационного общества // Наука и школа. - М.: Московский государственный педагогический университет, 2014. - № 3. - С. 69-74.
  24. Львов В.Д. О реализации профессиональной направленности обучения математике при отборе содержания образования в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-5. - С. 85-88.
  25. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3(17). - С. 309-313.
  26. Макарова Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании // Интеграция образования. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2008. - № 3(52). - С. 8-11.
  27. Кузьмина Л.Г. Компетентностный подход как альтернатива «знаниево-квалификационному» подходу в современном высшем образовании // Актуальные проблемы языковой подготовки в условиях модернизации высшего профессионального образования: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2011. - С. 84-89.
  28. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в современном образовании // Образовательные технологии и общество. - Казань: Казанский национально- исследовательский технологический университет, 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 361-365.
  29. Зуев В.М. Непрерывное профессиональное образование: современная концепция // Вестник российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2012. - № 4(46). - С. 3-14.
  30. Читаева Ю.А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее // Научные исследования в образовании. - М.: Академия профессионального образования, 2012. - № 7. - С. 42-45.
  31. Гречушкина Н.В. Факторы интеграции онлайн-курсов в образовательную систему вуза // Электронное обучение в непрерывном образовании: Сборник трудов V Междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018. - С. 16-23.
  32. Коваленко А.А., Коротеев В.И., Новожилов А.Е., Рыжков В.М. Самостоятельная работа студента и электронное обучение // Almamater: Вестник высшей школы.- М.: Алмавест, 2013. - № 7. - С. 108-112.
  33. Егорушкина Т.Д., Кошелева А.О. Новые векторы в организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка в технических вузах // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - С. 75-82.
  34. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - М.: Московский политехнический университет, 2008. - С. 93-97.
  35. Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках модульной технологии обучения // Инновации в системе высшего образования: Сборник науч. трудов междунар. науч.-метод. конф. - Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 11-14.
  36. Лазутин В.В. О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ // Информатизация образования и науки. - М.: Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, 2009.- № 4. - С. 3-10.
  37. Стариченко Е.Б., Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.
  38. Асташова Н.А., Краевский В.В. О теоретико-методологических основах современной педагогики // Методология педагогики в контексте современного научного знания: Сборник науч. трудов Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. 90- летию со дня рождения российского ученого-педагога, академика В.В. Краевского. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2016. - С. 13-19.
  39. Осмоловская И.М., Лернер И.Я. О процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. - М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2017. - С. 31-41.
  40. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. - 336 с.
  41. Плашкова О.О. Система дидактических идей в наследии Г.И. Щукиной: дис. ….канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 203 с.
  42. Ларин С.Н., Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Использование современных педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса в высших учебных заведениях // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: колл. монография. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 103-127.
  43. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: Консультант Плюс: электронный доступ http://www.consultant.ru

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бунтова Е.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».