Трансформация представлений об образовательной среде вуза в контексте разных методологических подходов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования образовательной среды вуза. Проведен анализ трансформации представлений об образовательной среде вуза в контексте традиционного, синергетического, кластерного подходов. Выявлено, что применение каждого из перечисленных подходов к образовательной среде позволяет решить свой определенный круг задач и снять противоречия в образовательном процессе, но не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки специалистов. Отмечается, что в настоящее время устойчивая потребность общества и государства в развитии инновационной экономики привела к тому, что система образования также переходит на новый этап развития, что определяет новые требования к образовательной среде вуза. Вектор ее развития направлен в сторону формирования инновационной инфраструктуры, включения инновационной проектной деятельности студентов в образовательный процесс, активизации их участия в конкурсах инновационных продуктов и услуг. Обосновано предположение о том, что одним их направлений совершенствования подготовки специалистов в вузе является формирование образовательной среды вуза на основе инновационного подхода, в которой происходит личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Проведен анализ компонентов образовательной среды вуза на основе инновационного подхода.

Об авторах

Наталия Александровна Котова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Email: nkotova01@yandex.ru

Список литературы

  1. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем. СПб., 2006.
  2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
  3. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Москва; Орел, 1997.
  4. Чванова М.С., Храмова М.В. Синергетический подход к модернизации образовательных технологий в системе открытого образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 95-109.
  5. Гвоздева А.В., Хтун Хтун Наинг. Синергетический подход к методам обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sinergeticheskiy-podhod-k-metodam-obucheniya (дата обращения: 17.11.2015).
  6. Поликарпов B.C., Коноплев Б.Г., Поликарпова В.А., Малюков СП. Философия нанотехнологии. Ростов-на-Дону; Таганрог, 2009. С. 42-44.
  7. Гапонцева М.Г., Федоров В.А., Гапонцев В.Л. Применение идеологии синергетики к формированию содержания непрерывного естественно-научного образования // Образование и наука. 2004. № 6. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/primenenie-ideologii-sinergetiki-k-formirrovaniyu-soderzhaniya-nepreryvnogo-estestvenno-nauchnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.11.2015).
  8. Пугачева А. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 41-45.
  9. Киева О.В. Педагогические условия формирования информационной культуры у студентов высших учебных заведений в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2001.
  10. Кирова Ю.З. Формирование готовности будущих инженеров-аграрников к управленческому общению инновационной направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2012.
  11. Эвристическое обучение. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki (дата обращения: 17.11.2015).
  12. Хотунцев Ю.Л., Хотунцев А.Ю. Научный метод, реальные системы и элементы синергетики // Педагогическое образование и наука. 2001. № 2. С. 9-16.
  13. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). С. 7-12.
  14. Юрьев В.М., Чванова М.С., Антонюк С.Д., Волков С.И., Емельянов А.В., Завершинский А.Н., Кончаков Р.Б., Лыскова В.Ю., Шаршов И.А. Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). С. 7-20.
  15. Малышева Н.В. Организация проектной деятельности школьников на основе кластерного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
  16. Чванова М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. № 2 (10). С. 47-55.
  17. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход в подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5. С. 872-876.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».