Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Значимость здоровья подростков связана с тем, что оно определяет будущее здоровье взрослых, а также тем, что тенденции в этой категории характеризуются наиболее негативными показателями по сравнению с другими возрастными группами населения.

Актуализация значимости проблемы здоровья подростков в структуре школьных инноваций.

Исследование выполнено в 2022 г. сотрудниками Института социологии Федерального центра теоретической и прикладной социологии РАН в форме обзора на основе анализа 92 релевантных источников (научных исследований и нормативно-правовых документов).

Хотя укрепление здоровья детей и подростков признается в России общегосударственной задачей, требующей межведомственного подхода и действий практически всех министерств и ведомств, но в реальности ситуация иная. В школах, где дети проводят 70% дневного времени, не созданы необходимые условия для их здоровья. Рассматриваются два аспекта этих условий — медицинский и воспитательный — в области здоровья. Медицинский аспект связан с недостаточным количеством медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, качеством их оснащения, нехваткой медицинских кадров, наличием противоречий в нормативно-правовой базе по данному вопросу. В результате действия медицинских работников в школах сводятся в основном к медицинским осмотрам и вакцинации вместо девяти основных функций, заявленных в нормативах. Нереализованным остается и образовательный аспект, от которого зависит формирование культуры здоровья обучающихся. Рассмотрены три причины отсутствия предмета «Здоровье» в школьной программе и особенности формирования потребности в заботе о здоровье у школьников, в том числе с помощью средств массовой информации.

Изменение состояния двух важных аспектов здоровья детей и подростков в структуре школьного образования — медицинского и образовательного — представляется реальным в случае решения нормативно-правовых вопросов, связанных с устранением существующих противоречий в информационной базе по вопросам медицинского обеспечения образовательных учреждений. Не менее важным является внесение в отчетные формы образовательных и медицинских организаций показателей по формированию здорового образа жизни различных категорий населения, прежде всего детей и подростков. Повышение уровня культуры здоровья населения и формирование единой профилактической среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, должно стать практической государственной задачей.

Об авторах

Ирина Владимировна Журавлева

Институт социологии

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhuriv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7758-3940
SPIN-код: 7626-8611

д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора социальных проблем здоровья

Россия, Москва

Нина Васильевна Лакомова

Институт социологии

Email: kora45@mail.ru
SPIN-код: 9122-6951

младший научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Здравоохранение в России. 2001: Стат. сб. Москва: Росстат, 2001. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/B01_34/Main.htm. Дата обращения: 26.02.2023.
  2. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. Москва: Росстат, 2021. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/Main.htm. Дата обращения: 26.02.2023.
  3. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
  4. Шилов Д.С. Школа и здоровье: проблемы и пути решения. В кн.: Актуальные проблемы валеологии в образовании. Москва, 1997.
  5. Соболева Н.В. Валеология в начальной школе // Совушка. 2020. Т. 20, № 2. Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal//2149-valeologiya-v-nachalnoi-shkole/. Дата обращения: 26.02.2023.
  6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2000.
  7. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey World Health Organization [Internet]. WHO [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: http: //www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/child-andadolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc/hbsc-international-reports/growing-up-unequal.-hbsc-2016-study-20132014-survey
  8. Blair M., DeBell D. Reconceptualising health services for school-age children in the 21st century // Arch Dis Child. 2011. Vol. 96, N 7. P. 616–618. doi: 10.1136/adc.2009.178921
  9. Соколова С.Б. Европейские школьные службы здравоохранения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 53–60.
  10. Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения [интернет]. Всемирная организация здравоохранения [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: https:// www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/261890/European-framework-for-quality-standards-in-school-health-services-and-competences-for-school-health-professionals-Rus.pdf
  11. Мельников К.В. Современные подходы организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях // Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018. Т. 3, № 3. С. 38–42. doi: 10.24411/2587-4926-2018-10036
  12. Рапопорт И.К. Состояние здоровья и основные направления укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. 2009. Т. 7, № 6. С. 26–30.
  13. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Систематизация профилактических и оздоровительных технологий как инструмент совершенствования здоровьесберегающей деятельности в школах // ЗНиСО. 2016. Т. 283, № 10. С. 26–28.
  14. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 2. С. 37–45.
  15. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях // ЗНиСО. 2009. Т. 197, № 8. С. 19–22.
  16. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., и др. Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, «Здоровье — для образования, образование — для здоровья» // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 2. С. 33–39.
  17. Российская сеть школ здоровья [интернет]. РСШЗ [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: http://school-forhealth.ru
  18. Количество школ в России — Статистика [интернет]. Виртуальная академия [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: https://www.virtualacademy.ru/news/kolichestvo-shkol-v-rossii-statistika/
  19. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. Москва: Академия, 2001.
  20. Лебедева Н.М., Чирков В.И., Татарко А.Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. Москва: РУДН, 2007.
  21. Здоровье по-фински [интернет]. Коммерсантъ [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/1345087
  22. Здоровый образ жизни по-немецки [интернет]. RusVerlag.de [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: http://neuezeiten.rusverlag.de/2020/03/26/2322-3/
  23. Бурдье П. Начала. Москва: Socio-Logos, 1994.
  24. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 122-р от 23 января 2021 г. «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (с изменениями на 25 мая 2022 года)». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/573461456. Дата обращения: 26.02.2023.
  25. Каравай А.В. Динамика состояния здоровья россиян в 2003–2018 гг.: взаимосвязь объективных и субъективных характеристик // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 4. С. 69–87. doi: 10.19181/snsp.2020.8.4.7657
  26. Россиян губит безответственное отношение к своему здоровью [интернет]. Zdorovieinfo.ru [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: https://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/rossiyan-gubit-bezotvetstvennoe-otnoshenie-k-svoemu-zdorovyu/
  27. Здоровье. Учеб.-метод. пособие для учителей 1–11 классов / под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Москва, 2001.
  28. Сухарев А.Г., Стан В.В., Игнатова Л.Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 32–35.
  29. Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет / под отв. ред. И.В. Журавлева. Москва: ФНИСЦ РАН, 2021.
  30. Алексеева Е.Г., Кучма В.Р. Оценка эффективности средств и каналов массовых коммуникаций в снижении уровня рискованного сексуального поведения подростков и молодежи // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. № 2. С. 15–20.
  31. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 6. С. 20–25.
  32. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g. Дата обращения: 26.02.2023.
  33. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации”. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/. Дата обращения: 26.02.2023.
  34. Абрамова Е.В., Казакевич Н.В., Ревнивых И.Ю., Сунгатуллина А.М. Новые технологии формирования здорового образа жизни школьника // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием; 2018; Екатеринбург, Россия. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. С. 26–28. Режим доступа: http://roshumz.com/docs/kongress/Sbor_CongressROSHUMS_2018.pdf. Дата обращения: 26.02.2023.
  35. Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М., Шарафутдинова Н.Х. Об опыте межсекторального взаимодействия в области образования и здоровья в республике Башкортостан (в рамках проекта «Здоровое поколение — сильный регион») // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием; 2018; Екатеринбург, Россия. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. С. 35–37. Режим доступа: http://roshumz.com/docs/kongress/Sbor_CongressROSHUMS_2018.pdf. Дата обращения: 26.02.2023.
  36. Мазур Л.И., Пыркова С.А. Первые шаги в создании Национальной программы «Здоровье школьников» ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием; 2018; Екатеринбург, Россия. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. С. 122–123. Режим доступа: http://roshumz.com/docs/kongress/Sbor_CongressROSHUMS_2018.pdf. Дата обращения: 26.02.2023.
  37. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. Москва: Медицина, 2010.
  38. В школах появятся учебники по здоровью 2019 [интернет]. Образование в России [дата обращения: 26.02.2023]. Доступ по ссылке: https://russiaedu.ru/news/v-shkolakh-poiaviatsia-uchebniki-po-zdoroviu

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Журавлева И.В., Лакомова Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».