Конструируемый социальный портрет педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в представлениях жителей города Москвы)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются представления жителей города Москвы об образе педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собирательный образ указанного специалиста — это замужняя религиозная женщина среднего возраста с высшим образованием и средним уровнем дохода, имеющая опыт родительства и навыки выстраивания коммуникации с детьми, отличающаяся добротой и стрессоустойчивостью. Педагог учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает приятной, располагающей внешностью (иногда с лишним весом) и выглядит «терпеливой» и «добродушной», а также не имеет вредных привычек и заботится о своем здоровье.

Автор отмечает, что ожидания участников опроса в отношении профессиональной деятельности педагога учреждения для детей-сирот включают широкий перечень требований к личности специалиста и его профессиональным навыкам — однако при этом работа в сиротских учреждениях признается респондентами непрестижной.

Об авторах

Надежда Владимировна Присяжная

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: nprusova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5251-130X

к. соц. н.

Россия, 119021, Москва, ул. Россолимо, д. 11

Список литературы

  1. Chernova Z., Rasell M., Kulmala M. Overhauling Russia’s Child Welfare system: Institutional and Ideational Factors behind the Paradigm Shift // The Journal of Social Policy Studies. 2017. Vol. 15, N 3. P. 353-366. doi: 10.17323/727-0634-2017-15-3-353-366
  2. Пронин А. Сиротство: пути решения проблемы. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы // Научный журнал Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2011. Т. 15, № 1. С. 22-28.
  3. Крамчанинова Н.В. Социальное сиротство в ракурсе социологического изучения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Т. 12, № 4-5. С. 103-109. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-4-5-103-109.
  4. Vitaro F., Pelletier D., Coutu S. Effects of a negative social experience on the emotional and social-cognitive responses of aggressive-rejected children // Percept Mot Skills. 1989. Vol. 69, N 2. P. 371-382. doi: 10.2466/pms.1989.69.2.371
  5. Mishra R., Mathew M.A. Comparative Study of Psychosocial Problems Orphans and Non-orphans // International Journal of Arts, Humanities and Management Studies. 2019. Vol. 5, N 7. P. 17-25.
  6. Ntshuntshe Z., Taukeni S.G. Psychological and Social Issues Affecting Orphans and Vulnerable Children. In: Addressing Multicultural Needs in School Guidance and Counseling. IGI Global, 2019. doi: 10.4018/978-1-7998-0319-5.ch002.
  7. Zaman M.N.A.U., Shahreen T., Islam M.Z., et al. Study on Early Childhood Adversities of Orphans Rearing in Orphanages // Bangladesh Medical Journal. 2021. Vol. 49, N 1. P. 26-32. doi: 10.3329/bmj.v49i1.52586
  8. Ladaphongphatthana K. Holistic Orphan Care: A Call for Change in Caring for Orphans and Vulnerable Children // Transformation: An International Journal of Holistic Mission Studies. 2021. Vol. 38, N 1. P. 78-92. doi: 10.1177/0265378820983355
  9. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 40. С. 114-123. doi: 10.24411/2078-1024-2019-11011
  10. Боенкина Е.А., Краснорядцева О.М., Щеглова Э.А., Бредун Е.В. Мотивационная модальность как прогностическая характеристика психологической готовности к замещающему родительству // СПЖ. 2020. № 75. С. 144-158.
  11. Лопатина И.А. Подготовка педагогов к работе в учреждениях интернатного типа // Высшее образование в России. 2011. №1. С. 142-146.
  12. Чернова Ж.В. Социальная адаптация выпускников детских домов. Гендерный аспект (по оценкам экспертов) // Женщина в российском обществе. 2016. № 4. С. 85-100.
  13. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М.: МОНФ, 2005.
  14. Шепель С.М. Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в процессе их социализации // МНКО. 2021. № 1. С. 140-143. doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-140-143
  15. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4. С. 247-254.
  16. Соломин В.П. Повышение престижа педагогического образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2015. № 1-2. С. 3-15.
  17. www.gks.ru [интернет]. Российский статистический ежегодник. 2013 [доступ от 26.05.2021]. Доступ по ссылке: https://www.gks.ru/folder/210/document/12994
  18. Присяжная Н.В. Конструируемый образ ребенка-сироты в представлениях москвичей // Социология медицины. 2019. Т. 18, № 2. С. 78-84. doi: 10.18821/1728-2810-2019-18-2-78-84
  19. Решетников А.В., Присяжная Н.В. Изучение природы социального сиротства во взаимосвязи статусных характеристик и аспектов здоровья личности // Социология медицины. 2020. Т. 19, № 1. С. 25-31. doi: 10.17816/1728-2810-2020-19-1-25-31
  20. Саралиева З.Х.-М., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования, 2018. № 3. С. 70-76.
  21. Филатова И.А., Алексеев О.Л. О структуре модели деонтологической подготовки специальных педагогов // Образование и наука. 2010. № 3. С. 30-39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2021


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».