Взаимосвязь структуры интеллекта и психофизиологических параметров принятия решения у детей среднего и старшего школьного возраста


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - изучение взаимосвязи вербального и невербального интеллекта с психофизиологическими параметрами принятия решения у школьников в возрастном диапазоне 11-18 лет. Для изучения структуры интеллекта использовались Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) и Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Оценка индивидуальных результатов в данных методиках проводится с использованием эмпирически выделенной возрастной нормы в баллах. Объективная оценка принятия решения в различных условиях среды проведена с использованием компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Исследование проводилось в режимах «Свободный выбор», «Вероятностный выбор», «Управляемый выбор». Модальность стимула во всех трёх режимах - свет. Полученные результаты подвергались статистической обработке посредством пакета программ статистического анализа SPSS. С целью изучения структуры взаимосвязей вербального и невербального интеллекта и стратегий принятия решения в возрастном аспекте в каждой возрастной группе был проведён корреляционный анализ с предварительной оценкой распределения признаков на нормальность, вычислялся коэффициент линейной корреляции Пирсона (Pearson Correlation). Корреляционные модели построены на основе матриц, анализировалось количество взаимосвязей, при этом учитывались только средние (0,3 < r < 0,7) и сильные (г > 0,7) связи. Результаты корреляционного анализа выявили существование статистически значимых взаимосвязей психофизиологических параметров принятия решения и структуры интеллекта. Данные взаимосвязи обнаружены в свободной, вероятностной и детерминированной средах. Изучение количества и структуры взаимосвязей у школьников 11-18 лет показало, что корреляционные модели имеют возрастные и половые особенности. Выявление взаимосвязей структуры интеллекта с психофизиологическими показателями дает возможность дальнейшего изучения психофизиологических механизмов принятия решения у различных возрастных категорий.

Об авторах

Т В Волокитина

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Email: t.volokitina@narfu.ru
доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии института педагогики и психологии 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17

Е В Попова

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск

Т В Багрецова

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск

Н В Ермакова

Российский университет дружбы народов

г. Москва

Список литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Новые IQ тесты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 192 с.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
  3. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 89-103.
  4. Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 1. С. 15-20.
  5. Волокитина Т.В., Зотова А.А., Попова Е.В. Зрительное восприятие и особенности сенсомоторных реакций у детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией // Экология человека. 2014. № 4. С. 39-44.
  6. Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11 - 18 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 77-86.
  7. Волокитина Т.В., Тихонова О.Н., Попова Е.В. Психомоторное развитие школьников Европейского Севера России: монография. Архангельск: Поморский университет, 2010. 136 с.
  8. Гржибовский А.М. Корреляционный анализ // Экология человека. 2008. № 9. С. 50-60.
  9. Гудков А.Б., Шишелова О.В. Морфофункциональные особенности сердца и магистральных сосудов у детей школьного возраста: монография. Архангельск: Изд-во СГМУ, 2011. 152 с.
  10. Кубушка О.Н., Гудков А.Б. Особенности структуры жизненной ёмкости лёгких у северян старшего школьного возраста // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. 2003. № 1. С. 42-50.
  11. Лукманова Н.Б., Волокитина Т.В., Гудков А.Б., Сафонова О.А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
  12. Матвеев Е.В. Математическая модель формирования поведения при усвоении детерминированных паттернов стимулов // Медицинская техника. 2003. № 6. С. 3-7.
  13. Попова Е.В., Волокитина Т.В. Особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в условиях стохастической, вероятностной и детерминированной сред // Новые исследования. 2010. № 3 (24). С. 16-24.
  14. Руководство по эксплуатации комплекса для психофизиологических исследований компьютерного КПФК-99 «Психомат». М.: ВНИИ мед. приборостроения ЗАО «ВНИИМП-ВИТА», 2006. 38 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2016


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».