Опыт организации и проведения практических занятий по гистологии и эмбриологии в дистанционном формате с использованием электронной образовательной среды Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова
- Авторы: Лобачев И.В.1, Одинцова И.А.1, Русакова С.Э.1
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ
- Выпуск: Том 23, № 4 (2021)
- Страницы: 281-288
- Раздел: Новое в преподавании
- URL: https://bakhtiniada.ru/1682-7392/article/view/81419
- DOI: https://doi.org/10.17816/brmma81419
- ID: 81419
Цитировать
Аннотация
Представлен практический опыт организации и проведения занятий на кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова в условиях временного дистанционного формата обучения, связанного с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В этой связи образовательная деятельность была скорректирована, уточнены направления методической работы и возможности программно-технологического обеспечения. В кафедральный раздел электронной образовательной среды академии была своевременно внесена необходимая учебная и справочная информация, обновлены и расширены материалы мультимедийных учебников и учебных пособий. Охарактеризованы отдельные методологические особенности дистанционных занятий по гистологии и эмбриологии. Одной из них является изучение оцифрованных гистологических препаратов по учебным презентациям, без использования микроскопов. Для оцифровки были выбраны участки препаратов, наиболее полно отражающие особенности тканевой структуры органа, деталей цитоархитектоники и гистологического строения морфофункциональных единиц. Контроль знаний обучающихся проводился с помощью тестов, учебно-исследовательских и визуализированных гистологических задач. Выявлены проблемные вопросы, связанные с дистанционной формой обучения будущих военных врачей. Один из них — ограниченные возможности электронной образовательной среды в плане объема представляемой компьютерной информации. Определены роль и место дистанционных технологий в образовательной деятельности военно-медицинского вуза. Обращено внимание на то, что в медицинском вузе дистанционный формат обучения является дополнением к очным аудиторным занятиям и не может полноценно их заменить.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Иван Васильевич Лобачев
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ
Email: vmeda_72@mil.ru
SPIN-код: 5867-8312
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургИрина Алексеевна Одинцова
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ
Email: odintsova-irina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0143-7402
SPIN-код: 1523-8394
Scopus Author ID: 6603745712
доктор медицинских наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургСветлана Эдуардовна Русакова
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова МО РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: rusakova-svetik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7658-4856
SPIN-код: 5429-4630
Scopus Author ID: 6507529350
кандидат биологических наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Козлов А.В., Лобачев И.В., Логинова О.Б., и др. Технологии компетентностного образования в военно-медицинском вузе: монография. Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2017. 157 с.
- Одинцова И.А. Русакова С.Э. Визуализированные гистологические задачи – важный компонент контроля знаний курсантов-медиков // Вестник военного образования. 2020. № 2. С. 64–66.
- Павлов А.В. Виртуальная микроскопия в преподавании гистологии – новая реальность эпохи цифровых технологий // Морфология. 2019. Т. 156, № 5. С. 75–84.
- Жакота Д.А., Туманова Е.Л., Корчагина Н.С. Возможности технологии Whole slide imaging в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 55–64. doi: 10.24411/2220-8453-2019-11006
- Сазонов С. В. Оцифрованные гистологические препараты в обучении и отработке практических навыков и умений при изучении гистологии в медицинском вузе // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2017. Т. 16, № 4. С. 127–131.
- Павлов А.В. Виртуальная микроскопия в преподавании гистологии: от теории к практике // Морфология. 2018. Т. 153, № 3. С. 211.
- Мещеряков М.М. В поисках оптимального пути // Вестник военного образования. 2020. № 6. С. 34–39.
- Zarella M.D., Bovman D., Aeffner F., at al. Practical Guide to Whole Slide Imaging: A White Paper from the Digital Pathology Association // Arch Patohol Lab Med. 2019. Vol. 143, No. 2. P. 222–234.
- Сазонов С.В., Одинцова И.А., Ерофеева Л.М. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации по гистологии, эмбриологии, цитологии и преподавание этой учебной дисциплины в медицинских вузах // Морфологические ведомости. 2017. Т. 25, № 1. С. 45–48. doi: 10.20340/mv-mn.17(25).01.10
- Шестакова В.Г., Костюничева Н.А., Ганина Е.Б., и др. Компетентностный и интегрированный подход в преподавании морфологических дисциплин // Вопросы морфологии XXI века. 2018. № 5. С. 313–314.
- Минченков Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин. Москва: Лань, 2016. 496 с.
- Руководство по гистологии / под ред. Р.К. Данилова. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург: Спецлит, 2011. Т. 1. 831 с.; Т. 2. 511 с.
- Virtual microscopy and digital pathology in training and education // ARMIS. 2012. Vol. 120, No. 4. P. 305–315.
- Hortsch M. Sharing Virtual Histology Images Worldwide – The Virtual Microscopy Database // J Cytol Histol. 2017. Vol. 8, No. 5. P. 120.
- Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения. Москва: Наука, 2015. 160 с.
Дополнительные файлы
