Арлекинадный гротеск в новеллах Людвига Тика

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию арлекинадного гротеска в творчестве Людвига Тика, представителя немецкой романтической традиции. Материал исследования – новеллы Тика «Бокал» и «Любовные чары». Автор статьи устанавливает, что в «Бокале» прототипами Фердинанда и Франциски являются Влюбленные комедии дель арте, а прототипом Альберта – Панталоне. Тик модифицирует традиционный для комедии масок сюжет о конфликте Влюбленных и Панталоне (молодые сбегают от старого деспота, который препятствует их браку), превращая классическую историю о победе любви над расчетом в трагикомедию, в которой эгоцентризм, иллюзии и страхи Влюбленного разрушают его личное счастье. Панталоне в новелле предстает в амплуа алхимика, что является прямой отсылкой к творчеству английского драматурга Бена Джонсона. Предложенное Тиком искажение дельартовского сюжета становится в произведении инструментом передачи романтической иронии, а также веры писателя в то, что неготовность бороться за любовь является противоестественной и приводит к трагедии. Введение дельартовских образов и мотивов в новелле Тика «Любовные чары» также работает на романтическую иронию, с помощью которой Тик раскрывает сложность и абсурдность человеческих поступков. Прообразами Эмиля, его невесты, Родериха и Алексии являются Пьеро, Пьеретта, Арлекин и Руффиана соответственно. Родерих-Арлекин – носитель карнавального мироощущения (обновляющего, витального и раскрывающего человеческий потенциал), а Эмиль-Пьеро – маскарадного (наполненного страхом, подозрением и потребностью в сокрытии). Арлекинадный гротеск в произведении рождается в точке столкновения этих двух типов мироощущения. Таким образом, в творчестве Тика гротеск проявляется на персонажном и сюжетном уровнях; он рождается при наложении буффонной дельартовской эстетики на мрачный фон изображаемых событий. Функции арлекинадного гротеска в творчестве Тика сводятся к театрализации художественного текста; противопоставлению карнавального и маскарадного мироощущений; трансляции романтической иронии; созданию эффекта отчуждения; передаче мировоззрения Тика.

Об авторах

Анна Александровна Косарева

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: kosareva.anna@urfu.ru
кандидат филологических наук Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Голубцова А.В. Комедия дель арте в развитии драматургической системы М. Горького // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. С. 20–24.Канюй Ч. Отражение концепции комедии дель арте в «Вишневом саде» // Чеховские чтения в Ялте: XXXIX Междунар. науч.-практ. конф., Ялта, 15–19 апреля 2019 года. Вып. 24. Ялта: Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник, 2020. С. 190–200.Коптелова Н.Г. Образы и мотивы комедии дель арте в поэтическом осмыслении А. Блока (1900-е годы) // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24, № 4. С. 108–113.Николаева А.А. Творчество А.Б. Мариенгофа имажинистского периода и традиции комедии дель арте // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 4. С. 81–89.Качоровская А.Е. Интермедиальность и метод импровизации комедии дель арте в постмодернизме (на материале романа Умберто Эко «Остров накануне») // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 1, № 3. С. 65–71.Новак М.В. Маски итальянского театра комедии дель арте // Наука. Искусство. Культура. 2018. № 2 (18). С. 23–39.Феррацци М. Комедия дель арте и Кальдерон де ла Барка в России XVIII века // XVIII век. 2017. № 29. С. 212–229.Щербакова Н. «Театр Арлекина», или Карьера второго дзанни итальянской комедии масок на парижской сцене и в изобразительном искусстве Франции в конце XVI–XVII вв. Ч. 1 // Вопросы театра. 2021. № 1–2. С. 196–227.Jaffe-Berg Erith. Commedia dell’ Arte and the Mediterranean: Charting Journeys and Mapping ‘Others’. Ashgate: Ashgate Publishing, 2015. 184 p.Marrapodi Michele. The Routledge Research Companion to Anglo-Italian Renaissance Literature and Culture. New York: Routledge, 2019. 544 p.Rudlin John. The Metamorphoses of Commedia dell’Arte: Whatever Happened to Harlequin? Springer Nature, 2022. 249 p.Raizen Karen T. Pulcinella’s Brood: Popular Culture in the Enlightenment. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 2024. 344 p.Kayser W.J. The grotesque in art and literature. Bloomington: Indiana University Press, 1963. 224 p.Walzel Oskar. German Romanticism. New York: Capricorn Books, 1932. 314 p.Roger Paulin. Ludwig Tieck: a literary biography. Oxford [Oxfordshire]: Clarendon Press, 1986. 434 p.Zeydel Edwin H. Ludwig Tieck and England. Princeton: Princeton University Press, 1931. 263 p.Тик Людвиг. Бокал / Немецкая романтическая повесть. Т. 1. М.; Л.: Academia, 1935. URL: http://az.lib.ru/t/tik_l/text_1802_bokal.shtml (дата обращения: 10.04.2025).Zeydel Edwin H. Ludwig Tieck, the German Romanticist: a Critical Study. Hildesheim, New York: G. Olms, 1971. 406 p.Jordan Peter. The Venetian Origins of the Commedia dell’Arte. London and New York: Routledge, 2013. 272 p.Тик Людвиг. Любовные чары / Немецкая романтическая повесть. Т. 1. М.; Л.: Academia, 1935. URL: http://az.lib.ru/t/tik_l/text_1804_lubovnye_chary.shtml (дата обращения: 10.04.2025).Preeshl Artemis. Shakespeare and Commedia dell’Arte: Play by Play. London and New York: Routledge, 2017. 320 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».