Формирование эффективных моделей целеобразующей деятельности в практике иноязычной подготовки студентов вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отечественные и зарубежные исследователи уделяют большое внимание изучению психолого-педагогических особенностей постановки студентами жизненных и образовательных целей и факторов, способствующих их инициированию. Неослабевающий интерес к этой проблематике объясняется парадигмальными трансформациями в российском обществе и отечественном образовании, направленными на формирование человека, способного найти оптимальный вектор личностного развития и максимально раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал в условиях динамически меняющегося социума. Данная статья рассматривает актуальную проблему формирования эффективных моделей целеобразующей деятельности при обучении иностранному языку в вузе, представляющих разные способы организации совместной деятельности преподавателя и студентов. Цель статьи – уточнить представление о целеобразовании как процессе, способствующем становлению субъектной позиции участников образовательного пространства, показать роль целеобразования как базового и эффективного компонента в структуре образовательной деятельности студентов высшей школы в процессе обучения иностранному языку. В работе утверждается, что способ целеобразования определяет ролевое соотношение участников совместной деятельности, позволяя рассматривать содержание цели в качестве характеристики образовательной практики и программы действий. В работе рассматриваются различные модели совместной деятельности, помогающие студентам выстраивать личностную образовательную траекторию, которая является общим усилием всех участников учебного процесса, где студенты идентифицируют и рефлексируют свои цели и задачи, способы и источники саморазвития и самообразования. Подчеркивается, что новое понимание связей между педагогом и студентами, направленное на преодоление доминирования преподавателя и увеличение креативности и независимости студента, допускает эпизоды авторитарного включения преподавателя в учебный процесс, что указывает на необходимость сбалансированности взаимоотношений участников образовательного пространства с учетом принципа взаимодополнительности. Делается вывод о необходимости исследования разных способов целеобразования и поиска механизмов соорганизации подходов и моделей целеобразующей деятельности, позволяющей адаптировать их в процессе преподавания иностранного языка в вузе.

Об авторах

Наталья Анатольевна Сапченко

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; Новосибирский государственный технический университет

Email: natalya-sapchenko@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент Новосибирск, Россия

Список литературы

  1. Приоритет 2030. URL: https://priority2030.ru/analytics (дата обращения: 10.01.2025).Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р. Целеполагание современных студентов: инверсивный анализ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 43–53.Короткевич Э.Р. Учебная мотивация современного студента в контексте теории достижения целей // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 3. (28). С. 27–32.Литвинова А.В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. C. 708–720.Гречихин С.С. Влияние постановки цели на академическую успеваемость студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С.60–62.Ariani D.W. How Achievement Goals Affect Students’ Well-Being and the Relationship Model between Achievement Goals, Academic Self-Efficacy and Affect at School // Journal of Applied Research in Higher Education. 2022. Vol. 14, № 1. P. 111-134.Bale R. Teaching with Confidence in Higher Education. Applying Strategies from the Performing Arts, Routledge Taylor & Francis Group, London and New York, 2020, 186 p.Cooke E., Jones R. National engineering resources. Level 3. Pearson Education Limited, 2010. 398 p.Coyl D. Strategic classrooms: learning communities which nurture the development of learner strategies // Language Learning Journal. 2007. Vol. 35, № 1. P. 65–79.Debates in Modern Languages Education / Edited by P. Driscoll, E.Macaro, A. Swarbrick, Routledge Taylor & Francis Group, London and New York, 2014, 320 p.Общество знаниевых кочевников / под ред. Д.У. Моравеца; пер. с англ. С.С. Носовой; науч. ред. пер. И.П. Кужелева-Саган. Томск: Изд. дом ТГУ, 2018. 346 с.Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 159 с.Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. 412 с.Прозументова Г.Н. Совместная деятельность взрослых и детей как содержание и предмет образования в школе // Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в школе: управление и становление. Кн. 7 / под ред. Г.Н. Прозументовой, С.И. Поздеевой. Томск, 2016. 288 с.Поздеева С.И. Методическая деятельность преподавателя как соорганизация разных моделей, способов и средств // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 56–60.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Сов. Россия. 1972. 470 с.Ковалевская Е.Н. Феноменологические приемы организации диалога в совместной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 130–132.Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Альпина – Нон-фикшин, 2013. 464 с.Стернин И.А. К теории речевых культур носителя языка // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 22–29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».