Стилистические доминанты средств репрезентации подтекста в лирике Серебряного века (сравнительно-сопоставительный анализ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Выявление стилистических доминант в художественном тексте является важной составляющей филологического анализа. Наряду с особенностями поэтики разных направлений можно говорить об уникальности стиля как автора, так и художественного произведения. Анализ различных стилистических доминант позволяет точнее определить тему и идею произведения, раскрыть подтекст. Между тем стилистические доминанты в произведениях авторов Серебряного века исследованы недостаточно, единая классификация стилистических доминант отсутствует. Цель статьи – выявить стилистические доминанты репрезентации подтекста у авторов в зависимости от их принадлежности к тому или иному направлению и литературному объединению. Методика исследования является комплексной, она основана на использовании сравнительно-сопоставительного, дискурсивного анализа, семантико-стилистического, биографического и опирается на теорию регулятивности, разработанную в коммуникативной стилистике текста. Материалом исследования являются произведения поэтов разных направлений: символистов, акмеистов, футуристов. Для сопоставительного анализа взяты произведения нескольких поэтов, представляющих не только направления Серебряного века, но и разные литературные объединения: старшие (период конца XIX в.) и младшие символисты (период начала XX в.); три круга акмеистов (по степени вовлеченности в поэтику акмеистов); кубофутуристы (В.В. Маяковский и др.) и эгофутуристы (И. Северянин). В XX в. поиск новых способов отражения реального мира не ограничивается содержательными изменениями, требуются и формальные преобразования в языке разных направлений литературы и уникальных поэтических объединений. Зачастую форма становится для авторов важнее содержания, что ведет к появлению большого многообразия литературных приемов и средств выразительности в их произведениях. В литературных произведениях этого периода можно обнаружить оригинальное использование стилистических ресурсов в области фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса. Эстетические установки каждого литературного направления требовали разных стилистических доминант в репрезентации подтекста. Под стилистической доминантой нами понимается использование различных регулятивных лингвистических и экстралингвистических средств или их совокупности, которые определяют уникальность идиостиля автора и отражают его оригинальную речевую манеру и мировоззрение. Литературные направления Серебряного века отличаются уникальными, порой противоположными качествами и стилистическими доминантами, которые способны по-разному раскрывать подтекст. Установлено, что выбор стилистических доминант зависит от многих факторов, начиная от исторического литературного процесса и заканчивая особенностями биографии каждого поэта. С учетом доминирования у авторов разных литературных направлений определенных идейно-тематических особенностей в статье рассмотрены разные виды подтекста и регулятивные средства их репрезентации на уровне стилистических доминант. Символисты особенно часто используют цветопись и звукопись для создания уникальных образов, насыщенных символикой. В поэтической картине мира символистов часто встречаются концепты одиночества, томления и тоски. Учитывая место религиозной философии в поэтике символистов, можно говорить о преобладании в их поэзии философского и религиозного подтекстов. Акмеисты используют точность слова и аллюзии на различные события и произведения литературы. В качестве стилистических доминант для представителей этого направления обычно характерны лексические средства репрезентации мифологического и культурного подтекстов, учитывая идейно-тематическую направленность их произведений. Футуристы часто экспериментируют с формой, изменяя графическую и фонетическую форму слова. Каждое футуристическое объединение имеет свои уникальные черты. Особенно выделяются кубо- и эгофутуристы. Используя в качестве стилистических доминант различные трансформации лексических, словообразовательных, графических и синтаксических средств, поэты актуализировали философский и социальный подтексты.

Об авторах

Максим Владимирович Бондарев

Томский государственный педагогический университет

Email: zoofox@mail.ru
аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Шабес В.Я. Событие и текст. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
  3. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. 704 с.
  4. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  5. Бальмонт К.Д. Полное собрание стихов. Т. 1. 4-е изд. М.: Скорпион, 1914. 589 с.
  6. Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1988. 736 с.
  7. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания. М.: Правда, 1989. 590 с.
  8. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников // Собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука, 1997. Т. I. 560 с.
  9. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений и писем: в 6 т. М., 2003. 467 с.
  10. Дорофеев О., Верлен П., Рембо А., Малларме С. Стихотворения. Проза. М.: Рипол Классик, 1998. 736 с.
  11. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. М., 2006. 480 с.
  12. Блок А.А. Краски и слова // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М.: Наука, 1902. Т. II. 883 с.
  13. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М.: Правда, 1989. 590 с.
  14. Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1988. 736 с.
  15. Лелис Е.И. Теория подтекста: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 60 с.
  16. Гумилев Н.С. Собрание сочинений: в 4 т. / под ред. Г.П. Струве, Б.А. Филиппова. Вашингтон: Изд. книжного магазина Victor Kamkin, Inc., 1962. Т. I. 333 с.
  17. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л., 1928. 357 с.
  18. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: в 4 т. / сост.: П. Нерлер и А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. I: Стихи и проза. 1906–1921. 368 с.
  19. Ахматова А.А. Четки. Стихи. СПб.: Гиперборей, 1914. 132 с.
  20. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2017. 432 с.
  21. Альфонсов В.Н., Красицкий С.Р. Поэзия русского футуризма / сост. и подгот. текста В.Н. Альфонсова, С.Р. Красицкого, примеч. С.Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 1999. 750 с.
  22. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1–5. М.: Художественная литература, 1989–1992. Т. II. 752 с.
  23. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта: материалы науч. конф. / сост. М.З. Воробьева, И.Б. Делекторская, П.М. Нерлер, М.В. Соколова, Ю.Л. Фрейдин. М.: РГГУ, 2001. 320 с.
  24. Игорь Северянин. Стихотворения. М.: Логос, 1995. Т. I. 381 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».