Анализ проблемы недостаточной обучаемости английскому языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном образовательном процессе проблема недостаточной обучаемости при изучении иностранных языков, особенно английского, становится все более актуальной. Несмотря на значительное количество исследований в области педагогики и психологии, комплексное понимание причин и механизмов, приводящих к затруднениям в освоении второго языка, до сих пор требует детального изучения. Студенты высших технических учебных заведений часто сталкиваются с трудностями в изучении английского языка, что существенно ограничивает их профессиональные и академические перспективы. Эти трудности могут быть обусловлены различными факторами, такими как когнитивные особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия, недостаток мотивации и времени, а также влияние традиционных образовательных методик, которые не всегда учитывают индивидуальные потребности учащихся. Латерализация языковой функции у взрослых оказывает существенное влияние на процессы восприятия и обработки языковой информации. Изменения в биоэлектрической активности мозга студентов в процессе обучения иностранным языкам отражают разделение активности полушарий. Культурные барьеры, разница в стилях обучения и восприятие социальных взаимодействий между культурами выступают в качестве глубинных аспектов, оказывающих влияние на успешное обучение. Отсутствие целостного подхода к выявлению и устранению причин недостаточной обучаемости ведет к снижению качества образования, потере интереса к изучению языка и, как следствие, к ограничению возможностей студентов в профессиональной сфере. В условиях глобализации и увеличивающейся роли английского языка в международном профессиональном общении решение этой проблемы становится критически важным. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на недостаточную обучаемость, и разработку рекомендаций по адаптации образовательных программ, что позволит повысить успешность студентов в изучении английского языка и укрепить их конкурентоспособность на международной арене.

Об авторах

Анастасия Олеговна Хамитова

Институт космических и информационных технологий, Сибирский федеральный университет

Email: afukalova@sfu-kras.ru
старший преподаватель кафедры разговорного иностранного языка Красноярск, Россия

Список литературы

  1. Sangpanasthada T. The Relationship Between Cognitive Development and Language Learning in a Cross-Cultural Context: A Review of the Literature and its Implication // Brock Education Journal. 2006. URL: https://doi.org/10.26522/brocked.v15i2.69 (дата обращения: 30.08.2024).
  2. Мошкова Е.И. Психологические особенности учащихся и трудности обучения иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PSMN616.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
  3. Дакукина Т.А. Проблемы обучения второму иностранному языку в общеобразовательной школе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (55). C. 100–112.
  4. Бисалиев Р.В. Формирование иноречевых способностей взрослого индивида в рамках психофизиологического подхода // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. материалов XXII Междунар. научно-практ. конф. Москва, 25 октября 2023 г. М.: АЛЕФ, 2023. С. 79–87.
  5. Демарева В.А., Чугрова М.Е., Полевая С.А. Комплексные психофизиологические маркеры успешности освоения английского языка русскоязычными школьниками: межполушарная асимметрия и режимы вегетативной регуляции // Вестник психофизиологии. 2018. № 4. С. 151–158.
  6. Шабанова А.Е. Роль смешанных эмоций и позитивной психологии при изучении иностранного языка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 6-2. С. 107–109. doi: 10.37882/2223-2982.2023.6-2.39. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/075f9b48-822e-4e88-a43e-5b4a29639124 (дата обращения: 30.08.2024).
  7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
  8. Frederickson N., Cline T. Special Educational Needs, Inclusion and Diversity: A textbook. Maidenhead: Open University Press, 2002. 480 p.
  9. Kormos J. Specific Learning Difficulties in Second Language Learning and Teaching // Language Teaching. 2020. Vol. 53. P. 1–15. doi: 10.1017/S0261444819000442 (дата обращения: 30.08.2024).
  10. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г. // Национальная психологическая энциклопедия. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 c.
  11. Харрис Дж. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
  12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
  13. Minagawa-Kawai Y., Cristià A., Dupoux E. Cerebral Lateralization and Early Speech Acquisition: A Developmental Scenario // Developmental Cognitive Neuroscience. 2011. Vol. 1, № 3. P. 217–232. doi: 10.1016/j.dcn.2011.03.005 (дата обращения: 30.08.2024).
  14. Журавлев И.В., Ощепкова Е.С. Мозг и язык: проблема латерализации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. № 62. С. 22–46. EDN ENLVVR. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44521799 (дата обращения: 30.08.2024).
  15. Plante E., Almryde K., Patterson D.K., Vance C.J., Asbjørnsen A.E. Language Lateralization Shifts with Learning by Adults // Laterality. 2015. Vol. 20, № 3. P. 306–325. doi: 10.1080/1357650X.2014.963597 (дата обращения: 30.09.2024).
  16. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Особенности внутри и межполушарного взаимодействия при восприятии иностранных языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. № 2. С. 39–44. URL: https://journals.rudn.ru/medicine/article/view/2874 (дата обращения: 30.08.2024).
  17. Ogbu J.U. Understanding Cultural Diversity and Learning // Educational Researcher. 1992. Vol. 21, № 8. P. 5–24. doi: 10.2307/1176697 (дата обращения: 30.08.2024).
  18. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. The Educational Failure of Pupils and Students as a Social Phenomenon: A Research Methodology // Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, № 5. P. 34–44. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-34-44 (дата обращения: 30.08.2024).
  19. Фукалова А.О., Ямских Т.Н. Организация пользовательского интерфейса адаптивного электронного обучающего курса в виртуальной среде Moodle // Право и образование. 2018. № 5. С. 21–29.
  20. Носков М.В., Сомова М.В., Федотова И.М. Управление успешностью обучения студента на основе марковской модели // Информатика и образование. 2018. № 10 (299). С. 4–11. doi: 10.32517/0234-0453-2018-33-10-4-11 (дата обращения: 30.08.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».