Подготовка ментальных действий иностранных аспирантов в курсе языка специальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Иностранные аспиранты, поступив на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, начинают совершенствоваться не только в общелитературном русском языке, но и в языке специальности «Филология. Лингвистика. Литературоведение». Поскольку у большинства из них имеется значительный опыт владения общелитературным языком, то на первый план в последние годы стало выходить обучение профессионально ориентированное. Оно включает не только актуализацию или расширение предметного знания, но и подготовку конкретных ментальных действий аспиранта как исследователя, необходимых для конкретной научной деятельности. В курсе языка специальности задействована новая классификация простого предложения, отсутствовавшая до сих пор в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Она опирается на тип суждения, т. е. имеет логическую основу. Таким образом выявляется семь смыслов, релевантных для научного стиля речи и выражаемых только средствами простого предложения. При этом каждый из смыслов связан с определенным этапом исследования. Рассматриваются такие компоненты исследовательской деятельности, как: утверждение существования объекта в некоторой области; номинация объекта; выявление его признаков и вычленение дифференциального признака; квалификация объекта; определение его внутренней структуры; классификация найденных объектов; выстраивание на том или ином основании иерархии найденных объектов. Анализируются языковые средства (как лексические, так и синтаксические), необходимые при их описании. В результате исследования выявлено 10 основных ментальных действий, необходимых иностранному аспиранту в ходе работы над диссертацией, и предложена типология конкретных учебных заданий для выработки умения их совершать. Также представлен список логико-семантических критериев, релевантных для выбора глагола – предиката структур простого предложения. Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный обиход новой классификации русского простого предложения и установлении ее корреляции с ментальными действиями ученого. Поэтому адресатом является широкий круг исследователей русского языка. Практическая значимость состоит в возможности использовать ее материалы в практическом курсе РКИ в аспекте языка специальности не только для филологического кластера.

Об авторах

Ольга Константиновна Грекова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: olggre@list.ru
кандидат филологических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Концепция формирования профессиональной языковой личности и ее реализация в практике преподавания русского языка иностранным учащимся экономического профиля обучения // Болгарская русистика. 2017. № 1. С. 73–86.
  2. Нестерская Л. А., Николенко Е. Ю. Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научной речи иностранных магистрантов-филологов // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 2. С. 20–24.
  3. Николенко Е. Ю., Нестерская Л. А. Научный дискурс как основа формирования профессиональной языковой личности магистранта-филолога // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 22-3. С. 191-200.
  4. Клобукова Л. П., Ермакова О. Б., Чернышенко Е. А. Профессионально ориентированное обучение РКИ в свете актуальных тенденций в современном языковом образовании // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8, № 4. С. 45–55.
  5. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Проблема актуализации предметной компетенции иностранных учащихся-экономистов в процессе их обучения русскому языку как средству профессионального общения // Русский язык за рубежом. 2023. № 3. С. 99–107.
  6. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Актуальные проблемы формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-социологов вузов РФ // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99), С. 123–125.
  7. Балыхина Т. М. Обучение в аспирантуре как ступень непрерывного формирования профессиональной компетенции филолога // Вестник РУДН. 2012. № 1. С. 5–10.
  8. Юрманова С. А., Балыхина Т. М. Учебно-исследовательская деятельность: предпосылки появления метода // Russian Linguistic Bulletin. 2015. № 4. C. 40–41.
  9. Грекова О. К. Формирование профессиональной языковой личности иностранного филолога-русиста: говорящего, пишущего, читающего, слушающего // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2017. Т. 22, № 1. С. 65–69.
  10. Грекова О. К. Смыслы и отношения, выражаемые структурой только простого предложения // Русский синтаксис: от конструкций к функционированию: сб. материалов междунар. конф. 11–13 октября 2021, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток: Изд-во Дальневост. фед. ун-та, 2021. С. 45–47.
  11. Книга о грамматике. Материалы к курсу «Русский язык как иностранный» / О. А. Артёмова, А. В. Величко, О. К. Грекова и др.; под ред. А. В. Величко: в 2 т. М.: Изд-во Мос. ун-та, 2004. Т. II. 688 с.
  12. Синтаксис современного русского языка: практическое пособие для иностранных учащихся филологических факультетов. Комментарии и упражнения / Л. Л. Бабалова, Л. Н. Булгакова, А. В. Величко, О. К. Грекова и др.; под ред. А. В. Величко. СПб.: Златоуст, 2015. 248 с.
  13. Кобозева И. М. Сопоставительная лингвистика текста // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2022. № 6. С. 9–18.
  14. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. 281 с.
  15. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. М.: Наука, 1988. 339 с.
  16. Коммуникативный синтаксис русского языка: учебное пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Н. В. Баландина, О. К. Грекова, С. В. Киржанова, Л. В. Красильникова, Е. А. Кузьминова и др.; под ред. О. К. Грековой, Л. В. Красильниковой, И. В. Одинцовой. М.: МАКС Пресс, 2017. 334 с.
  17. Грекова О. К. Логический ракурс синтаксиса РКИ // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 5. С. 123–131.
  18. Чернейко Л. О. Асимметричный языковой знак в речи: к вопросу о взаимодействии смыслов в разных условиях их реализации // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2012. № 2. С. 7–41.
  19. Грекова О. К., Кузьминова Е. А. Обсуждаем, пишем диссертацию и автореферат. М.: Флинта – Наука, 2020. 293 с.
  20. Белый В. В. Структурная и семантическая характеристика терминов в современном русском языке (на материале лингвистической терминологии): дис. … канд. филол. наук. М., 1982. С. 1–15.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».