Репрезентация концепта ДОМ (по материалам литературы для детей)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение детской картины мира является одним из актуальных направлений когнитологии. Мировидение ребенка во многом опирается на взрослую модель, но также имеет свою специфику. Анализ детской картины мира может основываться на изучении языка ребенка, реконструкции базовых концептов, репрезентированных в текстах художественной литературы, но чаще всего изучается концепт ДЕТСТВО. Особый интерес в данном случае вызывают книги, написанные для детей. В детской литературе закладывается основа мировосприятия ребенка, формируются ценности, в том числе связанные с домом. Писатели транслируют свое видение детского мира, но, реконструируя его, делают акценты на свои ценностные ориентиры. Для ребенка важным пространством, физическим и духовным, является дом. В детской картине мира наиболее яркое представление получают концепты «дом-жилье» и «дом-семья». С этой точки зрения дом рассматривается как аксиологическая категория. Структура анализируемого концепта в детском мировидении упрощается. Концепт «дом-жилище» в ней неотделим от наполнения: материальных вещей, духовных ценностей, в том числе и семьи. Анализируя функцию жилья, можно говорить об общих константах мировидения взрослого и ребенка: очаге, запахах, звуках и пр. Слой концепта «дом-семья» реализуется в книгах для детей через роли членов семьи. Сопоставление литературы для дошкольников и младших школьников с литературой для подростков позволяет выявить отличия в восприятии дома разными детьми: для младших мир дома более яркий, он неотделим от мамы и других близких; для подростка дом теряет свою привлекательность и уютность, а ценность дома-семьи познается через утраты и конфликты. Кроме того, в литературе дом часто представлен как живое существо, только во взрослом и подростковом вариантах «живость» дома связана с его духовным наполнением, а в картине мира дошкольника и младшего школьника дом представлен как одушевленное существо.

Об авторах

Ольга Александровна Ружа

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: off_17@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания Новосибирск, Россия

Список литературы

  1. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
  2. Цейтлин С. Н. Лингвистика детской речи. Некоторые размышления. Часть 1. URL: https://subscribe.ru/archive/linguistics.fortuna7/thread/314942 (дата обращения: 10.12.2023).
  3. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  4. Тухарели Н. Л. Детская языковая картина мира как предмет лингвистического изучения // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 17. М.: МАКС Пресс, 2001. С. 5–10. URL: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_17.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
  5. Никитина Е. Ю., Тарасенко Е. В. Вопрос о детской языковой картине мира // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-detskoy-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 19.04.2023).
  6. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С. 130–143.
  7. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья вторая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология.2013. Вып. 2(22). С. 139–148.
  8. Сальникова В. В. Лексический компонент языковой картины мира ребенка: динамический аспект (на материале русских автобиографических повестей о детстве): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2015. 42 с.
  9. Бурмистрова С. В. Усадебный хронотоп в детской литературе XX – начала XXI века // Сибирский филол. журнал. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usadebnyy-hronotop-v-detskoy-literature-xx-nachala-xxi-veka (дата обращения: 01.04.2024).
  10. Чибисов И. Е. Картина мира в детской литературе: критерии редакторской оценки: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2001. 18 с.
  11. Кубрякова Е. С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1988. С. 11–18.
  12. Маркова Я. П. Особенности детской литературы как воплощение детской языковой картины мира // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия. М., 2013. С. 173–178.
  13. Карпухина В. Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филол. журнал. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-detskoy-hudozhestvennoy-literatury-v-protsessahinstitualizatsii-obschestva (дата обращения: 02.03.2024).
  14. Карпухина В. Н. Хронотопическая организация текстов новейшей детской литературы // Сибирский филол. журнал. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hronotopicheskaya-organizatsiya-tekstov-noveyshey-detskoy-literatury (дата обращения: 02.03.2024).
  15. Грунина Е. О. Языковая личность ребенка в русской современной художественной литературе (на материале романов Н. Абгарян): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 25 с.
  16. Фещенко О. А. Концепт ДОМ в художественной картине мира М. И. Цветаевой (на материале прозаических текстов): автореф. дис. ...канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. 230 с.
  17. Фещенко О. А. Специфика индивидуального мировосприятия, отраженная в художественном тексте (на материале творчества М. И. Цветаевой) // Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар. науч. конф. (25–27 марта 2010 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск, 2010. С. 256–261.
  18. Ружа О. А. Есть ли дом у бездомного? (представление о бездомном в русской языковой картине мира) // Вестник НГПУ. 2014. № 3 (19). С. 75–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-dom-u-bezdomnogo-predstavlenie-o-bezdomnom-vrusskoy-yazykovoy-kartine-mira (дата обращения: 09.02.2024).
  19. Жулькова К. А. Образ дома в русской литературе первой половины ХХ в. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение: Реферативный журнал. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-doma-v-russkoy-literature-pervoy-poloviny-hh-v (дата обращения: 04.09.2023).
  20. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
  21. Словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1985–1988. URL: https://febweb.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 12.03.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».