Особенности репрезентации художественной концептосферы Ф. И. Тютчева

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются основополагающие, с точки зрения автора, понятия лингвоэстетического анализа художественного текста: экспрессема и концепт. Под экспрессемой понимается составляющая художественного текста, обеспечивающая восприятие выразительно-изобразительных качеств эстетического языкового материала. Концепт определяется как имеющий имя лингвоментальный конструкт, воплощающийся в языке в ассоциативно-семантическом поле. Художественный концепт дефинируется как феномен, принципиально не отличающийся от концепта в языковой картине мира, но репрезентирующий художественную картину мира и эксплицирующийся образными в самом широком смысле средствами. Описывается специфика представления концептосферы поэтического творчества Ф. Тютчева, которая представляет из себя четко организованную систему. Анализируются особенности представления концептов ПРИРОДА, БОГ, ЛЮБОВЬ, СЛАВЯНСТВО в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, рассматриваются слова и сверхсловные номинации, общие для зоны ассоциативно-семантических полей, репрезентирующих три основополагающих для Ф. Тютчева концепта: БОГ, ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ. Концепт ПРИРОДА квалифицируется как наиболее значимый в концептосфере поэзии Ф. И. Тютчева. Его экспликаторы – это прежде всего лексические экспрессемы – слова и тропеические словосочетания, а также образные синтаксические конструкции. Рассмотрение специфики экспликации концептосферы поэзии Ф. И. Тютчева позволяет прийти к выводу, что основу этой концептосферы составляет художественный концепт ПРИРОДА, ассоциативно-семантическое поле которого пересекается с полями столь же значимого, но менее показательно представленного концепта ЛЮБОВЬ и идейно-художественного концепта БОГ. Концепт ЛЮБОВЬ, несмотря на высокую значимость его содержания для поэта, часто репрезентируется экспрессемами, относящимися к полю концепта ПРИРОДА. Констатируется, что идейно-художественный концепт БОГ представлен как традиционными вербализаторами, так и экспрессемами. Идеологический концепт СЛАВЯНСТВО интересен не только тем, что репрезентирован не экспрессемами, но и тем, что его ассоциативно-семантическое поле не пересекается с полями других составляющих концептосферы. Названный концепт, не включающий в свое поле художественные вербализаторы, тем не менее является значимой составляющей концептосферы поэтического творчества Ф. Тютчева, поскольку воплощает чрезвычайно важную для мировоззрения поэта точку зрения на славянство как реально существующий политический и нравственный феномен.

Об авторах

Елена Владимировна Сергеева

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Email: e.vlad.sergeeva@gmail.com
доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. URL: https://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата обращения: 25.05.2024).
  2. Виноградов В. В. О теории художественной речи. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Person/Vinogradov1971.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
  3. Ковалевская Е. Г. Слово в тексте художественного произведения. URL: https://textus2006.narod.ru/Kovalevskaya.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
  4. Миллер Л. В. Художественная картина мира и мир художественных текстов. СПб.: СПбГУ, 2003. 154 с.
  5. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. URL: http://lib4all.ru/base/B3571/B3571Part1040.php# (дата обращения: 25.04.2024).
  6. Сергеева Е. В. К вопросу о проблематике стилистики художественной речи в начале ХХI века // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Междунар. науч. конф. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. С. 112–120.
  7. Сергеева Е. В. Вопрос о специфике художественного текста в аспекте выделения текстовых категорий // Русская речевая культура и текст: материалы XI Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. С. 42–48.
  8. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. лит., 1974. 284 с.
  9. Григорьев В. П. Поэтика слова. М.: Наука. 1979. 343 с.
  10. Сергеева Е. В. О значении термина экспрессема в лингвоэстетическом анализе художественного текста // Слово. Словарь. Словесность: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. С. 215–221.
  11. Новиков Л. А. Значение эстетического знака: Филологические науки // Научные доклады высшей школы. 1999. № 5. С. 98–104.
  12. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-reprezentatsii-hudozhestvennyh-kontseptov-v-poeticheskom-tekste/viewer (дата обращения: 25.04.2024).
  13. Антология концептов. Волгоград: Парадигма, 2007.Т. 5. 332 с.
  14. Антология художественных концептов русской литературы XX века. М.: Флинта, 2013. 356 с.
  15. Бабенко Л. Г., Бабенко В. Г. Когнитивные технологии в филологии: концептуальный анализ художественного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. Вып. 4. С. 135–140.
  16. Виноградова С. А. Когнитивная лингвистика о значении и концепте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 2 (39). С. 50–55.
  17. Болотнова Н. С. Художественный концепт как объект филологического исследования // Стереотипность и творчество в тексте: межвузовский сб. науч. тр. по материалам Международной научной конференции. Вып. 9. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т. 2005. С. 51–58.
  18. Сергеева Е. В. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации // Сибирский филол. журнал. 2006. № 1-2. С. 63–69.
  19. Берковский Н. Я. Ф. И. Тютчев. URL: https://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/berkovsk.html (дата обращения: 25.04.2023).
  20. Юрков Е. Е. Семантическая сфера «Природа» как источник метафоризации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskayasfera-priroda-kak-istochnik-metaforizatsii/viewer (дата обращения: 29.03.2024).
  21. Мысовских Л. О. Экзистенциальные концепты поэзии Ф. И. Тютчева в контексте взаимоотношений человека и природы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-kontsepty-poezii-f-i-tyutcheva-v-kontekste-vzaimootnosheniy-chelovekai-prirody/viewer (дата обращения: 25.09.2023).
  22. Болотнова Н. С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-reprezentatsii-hudozhestvennyh-kontseptov-v-poeticheskom-tekste/viewer (дата обращения: 25.06.2024).
  23. Болотнова Н. С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-verbalizovannyh-v-tekste-hudozhestvennyh-kontseptov-i-ih-vzaimodeystvie (дата обращения: 25.06.2024).
  24. Сергеева Е. В. Особенности представления концепта «славянство» в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева // Русская речевая культура и текст: материалы ХIII Междунар. науч. конф. (16–17 мая 2024 г.). Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2024. С. 118–124.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».