К вопросу о механизмах организационно-методического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие сельских школ как основной группы российских общеобразовательных организаций обусловило задачу формирования современного кадрового ресурса, обладающего не только предметно-специализированными компетенциями, но и готовностью к профессиональной деятельности в области психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, в том числе средствами цифровой дидактики, организации процесса самосовершенствования и др. Профессиональное развитие, становление педагогического мастерства учителя в современных условиях школы на селе возможно лишь посредством его непрерывного образования. Одним из этапов формального непрерывного образования для педагогов сельских школ является магистратура. Целью настоящей работы является систематизация научных представлений о механизмах организационно-педагогического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза.В статье средствами теоретического анализа систематизировано научное знание об особенностях сельской школы в условиях современных комплексных структурных изменений, о специфике профессиональной педагогической деятельности данной группы учителей. Доказывается положение, что одним из механизмов профессионального развития учителя сельской школы является магистратура со специализированной образовательной программой.На основе историко-педагогического анализа предлагается систематика ведущих механизмов сопровождения профессионального развития педагога сельской школы (в том числе научно-методическое, организационно-педагогическое и др.), технологий, форм его реализации (тьюторство, кураторство, наставничество и др.), вводится понятие организационно-методического сопровождения образовательного процесса как деятельности акторов по проектированию и реализации взаимодействия между субъектами (обучающимися, координаторами, преподавателями и др.) средствами разработанного комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение его результативности. Анализируется содержание организационно-методического сопровождения образовательного процесса, разработанное для магистрантов Томского государственного педагогического университета.Реализация данной магистерской программы, в том числе авторская модель организационно-методического сопровождения, позволит результативно решать как задачи подготовки новых профессионалов для современной системы сельского образования, так и создать условия для становления будущих исследователей в области педагогики сельской школы.

Об авторах

Надежда Филипповна Долганова

Томский государственный педагогический университет

Email: dolganovaNF@tspu.edu.ru
старший преподаватель кафедры информатики, ведущий инженер-программист лаборатории автоматизации управления и компьютеризации Томск, Россия

Елена Евгеньевна Сартакова

Томский государственный педагогический университет

Email: sartakova@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, руководитель научно-образовательного центра педагогики сельской школы Томск, Россия

Список литературы

  1. Ефлова З. Б. Непрерывное образование учителя современной сельской школы: концептуально-методологические основы: дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2021. 448 с.
  2. Эксперты ОНФ: Дефицит учителей в российских школах за год увеличился // Материалы Общероссийского народного фронта от 24 июня 2019 г. URL: https://onf.ru/2019/06/24/eksperty-onf-deficit-uchiteley-v-rossiyskih-shkolah-za-goduvelichilsya (дата обращения: 01.12.2022).
  3. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. № 18. С. 1–17.
  4. Гурьянова М. П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 1. С. 40–44.
  5. Гурьянова М. П. Социальный педагог в сельской России. М.: Современное образование, 2014. 248 с.
  6. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. М.: ИИДСВ РАО, 2018. 155 с.
  7. Байбородова Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Инновации в сельской школе. URL: https://si-sv.com/Innovatsii/bajborodova_selskaja-malochisl-shkola.pdf?ysclid=laptzy8w4i577392594 (дата обращения: 19.11.2022).
  8. Байбородова Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения // Образовательная панорама: научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 28–33.
  9. Обрезков А. В. Педагогическое сопровождение профессионального становления курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2022. 204 с.
  10. Мардахаев Л. В. Профессиональная идентификация в процессе профессионально ориентированной социализации обучаемых // ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 9–14.
  11. Лаптева С. В. Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе как целевая функция куратора учебной группы: дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 205 с.
  12. Мошкина Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 185 с.
  13. Бельская Е.Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.
  14. Лорсанова М.И. Педагогические условия реализации супервизии в профессиональной деятельности педагогов: дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2020. 196 с.
  15. Гончарова О. В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 19.11.2022).
  16. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов и др.; под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 316 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».