ЖАНР EDITORIAL В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Выделены и описаны жанрообразующие параметры editorial, необходимые для характеристики и конструирования речевого жанра.Цель – выявить специфику editorial как речевого жанра, исходя из классического понимания жанра как композиционного, стилистического и тематического единства. В связи с этим было описано социокультурное пространство формирования жанра editorial, определены функции жанрового образования editorial, а также дано системное описание жанровых признаков editorial.Материал и методы. Эмпирическим материалом исследования послужили 50 текстов рубрики editorial, размещенные в изданиях англоязычной качественной прессы The Economist, The Independent, The Washington Post, The Guardian за 2016–2021 гг. Для анализа материала был задействован комплексный подход, основанный на использовании приемов дискурсивного, стилистического, лексического, грамматического, синтаксического анализа текста.Результаты и обсуждение. Проведенный анализ теоретического материала показал, что editorial имеет особую общественно-политическую значимость, поскольку позиции, транслируемые в текстах данного жанра, оказывают влияние на формирование общественных ценностей и общественного мнения; кроме того, при помощи текстов editorial сохраняется баланс мнений, необходимый для здорового функционирования пространства массмедиа. В результате проведенного анализа были определены черты editorial как самостоятельного жанра в соответствии с триединством «тема – стиль – композиция». Было установлено, что, несмотря на широкий тематический охват, специфика editorial определяется нацеленностью текста на освещение узкого вопроса, часто имеющего практическое значение. Результаты исследования подтверждают наличие у текстов editorial унифицированной структуры, состоящей из введения-тезиса, основной части и вывода. В основе editorial лежит тезис-рекомендация, что позволяет отнести данный жанр к неаналитичным. Выводы подразделяются на вывод-рекомендацию (наиболее частотны – встречаются в 75 % случаев), вывод-прогноз (23 % случаев) и вывод-оценку (наименее частотны – 4 % случаев). Стилистическое своеобразие editorial выражается в высокой степени присутствия разговорной речи, аргументативности, использовании индивидуально-авторских номинаций и наличии интертекстуальности.Заключение. В итоге можно сделать вывод о существовании самостоятельного жанра editorial.

Об авторах

Екатерина Андреевна Никонова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

Email: ekatnikon2014@yandex.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

Список литературы

  1. Firmstone J. The Editorial Production Process and Editorial Values as Influences on the Opinions of the British Press Towards Europe // Journalism Practice. 2008. № 2. P. 212–229.
  2. Firmstone J. Editorial journalism and newspapers’ editorial opinions. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/339886788_Editorial_journalism_and_newspapers’_editorial_opinions (дата обращения: 28.11.21).
  3. Tirkkonen-Condit S. Argumentation in Finnish vs. English and German Editorials // Text, interpretation, argumentation. Hamburg: Helmut. 1989. P. 173–181.
  4. Le E. Editorials and the Power of Media : Interweaving of Socio-Cultural Identities. John Benjamins Publishing Co. 2010. URL: http://bibliocatalog.mgimo.ru:2079/login.aspx?direct=true&db=e000xww&AN=309457&site=ehost-live (дата обращения: 28.11.2021).
  5. Blankenship J., Mendez-Mendez S., Guen Kang J., Giodano J. Initial construction of Ferraro in newspaper editorials // Journalism Quarterly. 1986. № 68. P. 378–382.
  6. Hannah J., Gandy O. J. Editorial opinion and racial profiling: Coming to terms with DWB // Paper submitted to the Political Communication Division for the 50th Annual Meeting of the International Communication Association, Acapulco, Mexico. 2000. P. 1–23.
  7. Myers D. S. Editorials on the economy in the 1980 presidential campaign // Journalism Quarterly. 1982. № 59. P. 414–419.
  8. Richardson J. D., Lancendorfer K. M. Framing affirmative action: The influence of race on newspaper editorial responses to the University of Michigan case // Politics. 2004. № 9 (4). P. 74–94.
  9. Alvarado S. J. Understanding editorial text. Kluwer Acad. Pubs. Group, 1990. 296 p.
  10. Gruner C. R. A quasiexperimental study of the effect of humor preference and other variables on understanding/appreciation of editorial satire // Psychological Reports. 1989. № 65. P. 967–970.
  11. Krueger E., Fox J. D. The Effects of Editorials on Audience Reaction to Television Newscasters // Journalism Quarterly. 1991. 68 (3). P. 402–411.
  12. Bolivar A. The structure of newspaper editorials // Advances in written text analysis. London: Routledge, 1994. P. 276–294.
  13. Liddle D. Who invented the “leading article”? URL: https://www.researchgate.net/profile/Dallas-Liddle (дата обращения: 28.11.2021).
  14. Dijk van. T. Opinions and ideologies in editorials. URL: http://www.discursos.org/unpublished%20articles/Opinions%20and%20ideologies%20in%20editorials.htm (дата обращения: 28.11.2021).
  15. Бахтин М. Проблема речевых жанров. URL: http://www.philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (дата обращения: 28.11.21).
  16. Miller C. Genre as Social Action // Quarterly Journal of Speech. 1984. 70. P. 151–167.
  17. Никонова Е. А. Объективная и субъективная модальность в англоязычном политическом дискурсе (на примере аналитических статей и политических эссе): дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 204 с.
  18. Werkmeister L. The London daily press, 1772–1792. Lincoln: University of Nebraska, 1963. URL: https://archive.org/details/londondailypress0000werk (дата обращения: 28.11.2021).
  19. Schudson M. Discovering the news: A social history of American newspapers. New York, NY: Basic Books. 1978. 119 p.
  20. Conboy M. The print industry-yesterday, today and tomorrow: An overview // Print journalism: A critical introduction / ed. R. Keeble. Oxford, U.K.: Routledge, 2005. P. 4–8.
  21. Druckman J. N., Parkin M. The impact of media bias: How editorial slant affects voters // The Journal of Politics. 2005. № 67 (4). P. 1030–1049.
  22. Norris P. On message: Communicating the campaign, Thousand Oaks, CA; London, U.K.: SAGE. 1999. 224 p.
  23. Kahn K. F., Kenney P. J. The slant of the news: How editorial endorsements influence campaign coverage and citizens’ views of candidates // American Political Science Review. 2002. № 96 (2). P. 381–394.
  24. Hallock S. M. Editorial and opinion: The dwindling marketplace of ideas in today’s news, Westport, CT: Praeger. 2007. 256 p.
  25. Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле. М.: УОР, 1984. 52 с.
  26. Katajamäki H. An Editorial and its Intertextual Links: Case Study of a Finnish Business Newspaper. URL: https://www.researchgate.net/publication/267545802_An_Editorial_and_its_Intertextual_Links_Case_Study_of_a_Finnish_Business_Newspaper (дата обращения: 28.11.2021).
  27. Nanri K. An Anatomy of the homogeneity and innocuousness of Japanese editorials. 2004. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/An-Anatomy-Of-The-Homogeneity-And-Innocuousness-Of-Nanri/dffb50ba3021a4b3288c5064bc0aac7fcef27ac6 (дата обращения: 28.11.2021).
  28. Martin J. R. Factual writing: exploring and challenging social reality]. Victoria: Deakin University Press, 1985. URL: https://clck.ru/Z5ka4 (дата обращения: 28.11.2021).
  29. Bonyadi A. The rhetorical properties of the schematic structures of newspaper editorials: A comparative study of English and Persian editorials. Discourse & Communication // DISCOURSE COMMUN. 2010. № 4. P. 323–342.
  30. Bonyadi A., Samuel M. Headlines in Newspaper Editorials. A Contrastive Study // SAGE Open. 2013. Vol. 3, № 10.
  31. Hall D. R. Materials production: theory and practice // Innovations in English language teaching. London, England: Routledge, 2001. P. 229–239.
  32. Никонова Е. А. Тенденции экспрессивизации и диалогизации в газетном стиле (на примере новостного блока англоязычных газет) // Научный диалог. 2020. № 9. С. 128–143. doi: 10.24224/2227-1295-2020-9-128-143
  33. Zappettini F., Ponton D. M., Larina T. V. Emotionalisation of contemporary media discourse: a research agenda // Russian Journal of Linguistics. 2021. № 3. P. 586–610. DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-586-610
  34. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 28.11.2021).
  35. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации. Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 384 c.
  36. Biber D., Susan C. Register, genre and style. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 344 p.
  37. Клушина Н. И. Стратегия именования в воздействующей речи // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2006. № 5. С. 49–65.
  38. Fairclough N. Discource and social change. Cambridge: Polity Press. 1992. 259 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».