ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ В РОССИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Исследование посвящено историко-педагогическому анализу проблемы геймификации. Актуальность исследования обусловлена недостаточным уровнем обоснования как самого понятия, так и его содержания, особенностей применения ведущих идей данной теории в образовании.Цель статьи – выявить и обосновать особенности становления ведущих положений теории геймификации в российской педагогической науке (1992–2021 гг.).Материал и методы. Методологическими ориентирами на различных этапах исследования являлись основные положения диалектического подхода, системного подхода в историко-педагогическом исследовании. Теоретическое исследование осуществлялось на совокупности изданий научной электронной библиотеки (www.elibrary.ru), опубликованых в 1992–2021 гг. Методы исследования – теоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; логико-исторический и системный.Результаты и обсуждение. В процессе исследования мы пришли к выводу, что геймификация – это современная педагогическая категория, «описывающая применение в обучении подходов, характерных для компьютерных игр», чье использование обеспечивает мотивацию участников образовательного процесса в экосистеме образовательной организации, способствует их оптимальному взаимодействию, личностному и профессиональному развитию средствами специальных геймметодик. Становление теории геймификации в образовании России осуществлялось в рамках ряда этапов.На первом этапе развития теории геймификации («Становление представлений о геймификации в российской педагогической науке» (2010–2015 гг.)) в первую очередь были обобщены и оформлены разрозненные данные о зарождении самого феномена, описаны теоретические предпосылки его возникновения, сделаны попытки обоснования понятия и особенностей феномена геймификации, представлены отдельные материалы о процессе геймификации и его специфике применения в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.На втором этапе («Оформление ведущих направлений изучения феномена геймификации в России» (2016–2019 гг.)) были определены отдельные ведущие методологические и теоретические основы, заложен фундамент для обоснования концепций организации образовательного процесса с использованием элементов геймификации в высшей школе, сформулированы задачи геймификации для организаций общего и дополнительного образования детей.Для третьего этапа («Формирование и систематизация ведущих идей теории геймификации» (с 2020 г. до настоящего времени)) характерно количественное накопление научного знания о феномене, формировании его элементов на теоретико-методологическом уровне и создании элементов современного технологического продукта.Заключение. В настоящее время в становлении данного феномена наступает новый этап, позволяющий на качественно новом уровне обосновать содержание геймификации как современной образовательной технологии, а также на принципиально новом уровне организовать сетевой образовательный процесс в онлайн- и офлайн-режиме.

Об авторах

Елена Евгеньевна Сартакова

Томский государственный педагогический университет

Email: opp-ipp@tspu.edu.ru; lopolit@rambler.ru; sartakova@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, руководитель ноц педагогики сельской школы ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Радионова Н. Ф., Тряпицина А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. 2006. № 4–5. С. 7–14.
  2. Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» // URL: https://elearning.hse.ru/project_scos (дата обращения: 23.07.2021).
  3. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2015. № 8. С. 4–14.
  4. Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. М.: Фонд развития Интернет, 2013. 144 с.
  5. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
  6. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 9 (162). С. 60–64.
  7. Артамонова В. В. Исторические аспекты развития концепции геймификации // Социологические и гуманитарные науки. 2018. T. 10, № 2/1. С. 54–62.
  8. Harwood T., Garry T. An investigation into gamification as a customer engagement experience en-vironment // Journal of Services Marketing. 2015. № 6 (7). P. 533–546.
  9. Быкадорова Е. С. Геймификация в образовании // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 178–180.
  10. Агапова С. А., Богак Т. П., Озолина И. А., Тимошева А. Б. Геймификация в образовании: к вопросу о понятии // Коммуникативные процессы в образовательном пространстве: материалы конференции в IV Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 2015. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2015. С. 29–38.
  11. Голубова А. С. Виниченко М. В. Использование технологий геймификации в работе и образовании // Новое поколение. 2016. № 9. С. 39–44.
  12. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 101–108.
  13. Елисеева Е. В., Злобина С. Н., Ерохин В. В. Технологии геймификации в современном вузе // Актуальные проблемы развития и экономические, правовые, социальные аспекты: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 190–194.
  14. Елисеева Е. В. Геймификация как тренд в развитии системы профессионального образования // Научный альманах. 2015. № 10-2 (12). С. 162–164.
  15. Вербах К. Геймификация: краткий курс. URL: https://theoryandpractice.ru/seminars/44335-kevin-verbakh-geymifikatsiya (дата обращения: 16.06.2021).
  16. Маркеева А. В. Геймификация как инструмент управления персоналом современной организации // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 12. С. 1923–1936.
  17. Аванесян Л. А. Геймификация как инструмент корпоративной культуры // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 112–117.
  18. Большакова И. А. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 12. С. 113–116.
  19. Бурлаченко А. В. Геймификация как игровой механизм, запускающий психологические поведенческие реакции как в бизнес-среде, так и в повседневной жизни // Проблемы современной экономики. 2013. № 11. С. 130–135.
  20. Бурмистрова Д. В. Мотивация как основной критерий управления персоналом // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2014. № 1 (2). С. 61–64.
  21. Войтенко А. И., Голубова А. Геймификация, или Работа в форме игры // Новое поколение. 2014. № 7. С. 32–34.
  22. Горгорова В. В., Кобина Л. А. Мотивация персонала, стратегия мотивации, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, эффективность мотивации персонала // Инженерный вестник Дона. 2014. № 27 (4). С. 236.
  23. Егоров Е. Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом. Н. Новгород: ВГИП, 2004. 140 с.
  24. Качан П. А. Мотивация и демотивация персонала. Обратный эффект мотивационного процесса в современном управлении персоналом // Российское предпринимательство. 2010. № 8 (2). С. 76–81.
  25. Пузина Н. В. Международный опыт геймификации для HR российских организаций // Инновационное образование и экономика. 2013. № 12. С. 49–51.
  26. Чиряев В. Д. Геймификация как способ мотивации // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 5. С. 24–26.
  27. Дерек Х. Гринвичское время и открытие долготы. М., 1982. 54 с.
  28. Рудской В. А., Буга В. Д., Дерябин А. И. Современные тренды в информационных технологиях: геймификация // Современные тенденции в информационных технологиях: геймификация. Электронный сборник статей по материалам ХХII студенческой Международной заочной научно-практической конференции: молодежный научный форум (технические и математические науки). М., 2015. С. 13–21.
  29. Зикерманн Г., Линдер Д. Геймификация в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 248 с.
  30. Стародубцева Е. Это заставит поколение Y работать лучше. URL: https://rb.ru/opinion/lu4she/ (дата обращения: 16.06.2021).
  31. Полякова В. А., Козлов О. А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 513.
  32. Gamification: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. IGI Global. 2015. 2211 p.
  33. Войтенко А. И., Голубова А. Геймификация ли работа в форме игры? // Новое поколение. 2014. № 7. С. 32–34.
  34. Титова В. Н. Геймификация в медиа: признаки геймифицированного продукта // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 170–173.
  35. Козина Е. С. Геймификация профессиональной деятельности как эффективный инструмент мотивации персонала современной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. C. 687.
  36. Мосин А. Плюс геймификация всей страны? URL: https://www.ukrbanks.info/kolonka/Plyus-gyaymifikaciya-vsyay-strany.html (дата обращения: 16.06.2021).
  37. Салин А. Геймификация: как это работает? URL: https://pravobraz.ru/geymifikatsiya-kak-eto-rabotaet/ (дата обращения: 16.06.2021).
  38. Куприянов Б. В. Ролевая игра как инструмент интерактивного высшего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 5. С. 72–75.
  39. Гедрайтис Р. К. Игровая стратегия образования взрослых // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 72–77.
  40. Полутина Н. С. Направления исследований в психологии компьютерной игры // Интеграция образования. 2010. № 4. С. 93–97.
  41. Титов С. А. Геймификация дистанционного обучения // Cloud of Science. 2013. № 1. С. 21–23.
  42. Абрамкина М. О. Геймификация как инновационный метод управления поколением Z в современном менеджменте // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 9. С. 203–209.
  43. Бурлаченко А. В. Почему геймификация работает, или Три правила мотивации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 23. С. 36–40.
  44. Быков Е. Геймификация научных исследований // Логос. 2015. Т. 25, № 1 (103). С. 180–213.
  45. Габитова А. Р., Фролова И. А. Геймификация в образовании как инновационный аспект развития научной деятельности молодых ученых // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 16. С. 252–254.
  46. Замятина О. М., Абдыкеров Ж. С. Формирование и оценка компетенций обучающихся путем геймификации образовательного процесса // Концепт. 2015. T. 15. С. 26–30.
  47. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Солодовникова О. М., Гончарук Ю. О. Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи // Концепт. 2015. T. 15. С. 31–35.
  48. Варенина Л. П. Геймификация в oбразовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6-2. С. 314–317.
  49. Коробанова Ж. В., Суркова Д. А., Хан И. А., Яровенко Н. С. Образовательные технологии геймификации в вузе и «клиповое мышление» современной молодежи // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сб. науч. тр. студентов, аспирантов и преподавателей Финансового ун-та при Правительстве Российской Федерации. 2014. С. 124–131.
  50. Мазелис А. Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 139–142.
  51. Емельяненко В. Д. Геймификация в образовании: пределы применения (ценностно-мировоззренческий подход // Философия образования. 2018. № 75, вып. 2. C. 130–146.
  52. Чистякова А. В., Хохрякова Ю. М. Геймификация образования: проблема терминологической неопределенности // Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 207–211.
  53. Полякова В. А., Козлов О. А. Методологические основания разработки геймифицированных обучающих систем в контексте информационной безопасности личности // Человек и образование. 2017. № 1 (50). С. 87–93.
  54. Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде. Киров: Вятский гос. ун-т, 2019. 105 с.
  55. Барабанова С. В., Кайбияйнен А. А., Крайсман Н. В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 94–103.
  56. Гафиятулина А. С. Геймификация в образовании на примере курса «Основы работы в MOODLE» // Гуманитарная информатика. 2019. № 16. С. 50–57.
  57. Кондрашова Е. В. Геймификация в образовании: математические дисциплины // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 1. С. 467–472.
  58. Беленкова А. С., Кармановская Т. В. Геймификация в СПО как инновационная технология современного образования // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/17 учебного года: сб. материалов XXXIV Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 29–36.
  59. Уразаева Л. Ю. Актуальные проблемы применения компьютерной геймификации в математическом образовании // Математика и математическое образование: сб. тр. по материалам VIII междунар. науч. конф. «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса). 2017. С. 206–210.
  60. Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации обучения // Концепт. 2017. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-programmnyh-servisov-i-platform-obladayuschihpotentsialom-dlya-geymifikatsii-obucheniya (дата обращения: 16.06.2021).
  61. Шавалиев А. Н. О возможностях геймификации в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. 2018. С. 87–92.
  62. Коваль Н. Н. Геймификация в образовании // Философские и методологические проблемы образования. 2016. № 2 (12). С. 33–38.
  63. Чурзина Е. Ю., Светкина Т. Ф. Геймификация – новый тренд в образовании как средство повышения успеваемости студентов // Современное педагогическое образование. 2019. № 5. С. 45–50.
  64. Козина Е. Ф. Геймификация как панацея начального экологического образования // Гуманитарный научный журнал. 2019. № 1. С. 51–62.
  65. Заславский И. М. Педагогические аспекты геймификации школьного образования: что нужно знать современному учителю о дидактической игре? // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. № 2. С. 50–56.
  66. Романова А. А. Актуальность использования технологии геймификации в системе дополнительного образования детей и взрослых // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2019. № 1 (9). С. 13.
  67. Дмитриева Т. М., Токарев М. В. Геймификация как один из методов профориентации в дополнительном образовании детей // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: материалы науч. конф. / вып. ред. Ю. Ф. Эльзессер; отв. за выпуск Л. А. Павлов. 2019. С. 135–137.
  68. Климова Ж. Н. Развитие концепции геймификации в формировании мотивов выбора детьми и их родителями программы дополнительного образования // Инновационные технологии довузовского образования: материалы IV Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 47–52.
  69. Боровских А. В. Проблема геймификации в образовании // Педагогика. 2021. Т. 85, № 8. С. 48–57.
  70. Никишин И. С., Гусев И. Е., Козлов Е. М., Чернова А. Д. Геймификация в образовании: основные принципы и способы применения // Студенческая наука Подмосковью: сб. материалов Междунар. научн. конф. молодых ученых. Орехово-Зуево, 2021. С. 329–332.
  71. Гимельштейн Е. А., Годван Д. Ф., Стецкая Д. В. Применение инструментов геймификации в образовании // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 3 (17). С. 32–34.
  72. Мельник В. Н. Геймификация как передовая образовательная технология // Современные проблемы обучения математике в школе и вузе: материалы Всерос. науч.-метод. конф.: в 2 т. Псков, 2020. С. 16–20.
  73. Рувенный И. Я., Касимова Э. Р., Кузнецова Е. В. Геймификация как управленческая технология // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 171–175.
  74. Пузаренко А. В. Разработка математической игры как средство повышения интереса к изучению математики с помощью элементов геймификации в обучении // Шаг в науку: материалы XII регион. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ. Новосибирск, 2021. С. 190–191.
  75. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Геймификация как педагогическая технология активизации учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 44–51.
  76. Белоногова Л. Н., Соколов А. М., Богатова С. В., Резниченко Р. О., Каршева К. О., Баранов В. В., Савельев М. В. Геймификация в дистанционном обучении // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород, 2021. С. 697–700.
  77. Вахабова М. Х., Шабазов И. М. Геймификация как инструмент инновационного обучения // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: материалы регион. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 131–139.
  78. Корнильцева Е. Г. Игровые технологии в онлайн-обучении // Образование и наука: современный вектор развития: материалы Национ. науч.-практ. конф. Керчь, 2021. С. 130–134.
  79. Фалина Н. Н. Смысловое чтение в цифровом пространстве: новые формы и способы формирования навыков смыслового чтения // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 196–201.
  80. Исупова Н. И. Перевернутый класс и геймификация как актуальные формы организации дистанционного обучения // Евразийское научное объединение. 2021. № 1-7 (71). С. 527–530.
  81. Никанова Т. Ю. Геймификация как метод обучения детей поколения Z в условиях VUKA-МИРА // Теория и практика применения геймификации в профориентации и профессионального самоопределения детей разных возрастных групп на разных этапах образования: сб. материалов науч.-практ. семинара. Череповец, 2020. С. 69–75.
  82. Шеламова А. А., Ольга А. К. Геймификация в системе школьного исторического образования: опыт и современная практика // Меридиан. 2021. № 6 (59). С. 12–14.
  83. Мишина А. С. Вопросы включения элементов геймификации в начальное общее образование // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф. Московский пед. гос. ун-т. М., 2020. С. 534–536.
  84. Завгородняя К. Н., Штокман Д. А., Зулькарнеев И. Р. Разработка учебно-методического пособия по информационной безопасности для учащихся 10–11-х классов // Математическое и информационное моделирование: материалы Всерос. конф. молодых ученых. Тюмень, 2020. С. 404–409.
  85. Чагин С. С. Геймификация профессионального образования: стоит ли игра свеч? // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 26–35.
  86. Бакулина Н. А., Максимова К. А. Геймификация в профессиональном образовании // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сб. статей по материалам V Всерос. науч.-практ. конф. Мининский университет. Нижний Новгород, 2020. С. 8–10.
  87. Тропникова В. В. Применение технологий геймификации в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования // Концепт. 2021. № 3. С. 86–96.
  88. Гузикова В. В. Включение элементов геймификации в процесс обучения иностранному языку // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 1 (11). С. 156–162.
  89. Собашко Ю. А., Катержина С. Ф., Елькова А. Д. Использование геймификации в высшем образовании (на примере математических дисциплин) // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 110–113.
  90. Курганова Е. Б. Геймификация как метод онлайн-обучения студентов-магистрантов // Векторы развития магистратуры будущего в условиях глобальных вызовов. Нижний Новгород, 2020. С. 47–51.
  91. Дворяткина С. Н., Щербатых С. В., Лопухин А. М. Геймификация математического образования как фактор развития вероятностного стиля мышления // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сб. тез. докл. междунар. науч. конф., посвящ. 180-летию пед. образования в г. Ельце. Елец, 2020. С. 63–65.
  92. Правдюк А. И., Догадина М. А. Гуманитаризация и геймификация образования как основа формирования профессиональной культуры личности // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: материалы Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. Курган, 2020. С. 655–658.
  93. Андреев С. Е., Дерибо К. Д. Роль геймификации в развитии высшего образования // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 216–221.
  94. Андреев С. Е., Дерибо К. Д. Геймификация математического образования как фактор развития вероятностного стиля мышления // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сб. тез. докл. Междунар. науч. конф., посвящ. 180-летию пед. образования в г. Ельце. 2020. С. 63–65.
  95. Поддубная Я. Н., Котов К. С., Слукина А. А. Парадигма развития гейминга в образовательной системе вуза: история и перспективы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9-3 (111). С. 53–58.
  96. Трунова Е. А. Системный и структурно-функциональный подходы к изучению геймификации в системе высшего образования // Молодежный вектор экономических и правовых исследований российского общества в условиях пандемии: сб. науч. трудов по материалам XV Фестиваля науки. Казань, 2021. С. 31–35.
  97. Фонталова Н. С., Артамонова В. В. Применение методов геймификации в образовательном пространстве вуза // Global and Regional Research. 2020. Т. 2, № 1. С. 517–522.
  98. Шилова И. В. Геймификация в университетском образовании: сравнительный анализ практик // Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях: сб. ст. VII Всерос. науч.- практ. конф. / сост. О. П. Подосинникова, Н. И. Абдуллаева. Астрахань, 2020. С. 124–128.
  99. Гусев И. Е. Геймификация как инструмент совершенствования профессиональной деятельности педагога в цифровом обществе (обзор публикаций) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 86–91.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».