МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Театральная педагогика считается одним из направлений педагогической науки и практики. Она обладает достаточно широкой методологическая базой, которая создавалась в течение многих веков становления этого педагогического направления, что в XXI веке может явиться основанием выделения театральной педагогики как самостоятельной науки в русле педагогического знания.Цель – прослеживание становления методологической базы театральной педагогики в конкретные периоды истории развития педагогического знания и анализ, оценивание путей формирования ее собственной методологии как шага на пути определения в качестве самостоятельной ветви педагогической науки.Материал и методы. Материалами исследования послужили научные труды ученых, занимающихся из-учением вопросов методологии в педагогике, истории театральной педагогики, применения ее методов в процессе воспитания и обучения детей, а также подготовки будущих учителей и преподавателей высшей школы.В методологическую основу исследования заложены историко-педагогический, культурологический, системный, методологический и личностно-деятельностный подходы. Среди методов выделяются: контекстный анализ отечественных и зарубежных исследований в области театральной педагогики; компаративистский, или сопоставительный, анализ, обобщение и систематизация информации, позволяющие проследить и выделить методологические аспекты театральной педагогики на разных исторических стадиях ее развития.Результаты и обсуждение. В качестве результатов данного исследования выявлены исторические этапы становления и развития методологической базы театральной педагогики: от эпохи первобытности, положившей начало становлению средств театральной педагогики, фазы активного развития, выпавшей на период эпохи Древнего мира, до Средневековья и Нового времени, когда ранее используемые в системе воспитания и обучения средства театральной педагогики были впервые представлены в качестве методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, а затем тщательно отобраны и систематизированы в период Новейшей истории.Также в исследовании проведен анализ развития театральной педагогики на современном этапе, показаны примеры методов, образующих методологическое ядро театральной педагогики настоящего времени; указана их связь с приемами прошлого, даны объяснения закономерностей, причин их трансформации и совершенствования; описаны пути их практического применения для достижения и реализации стратегий развития современной системы образования.Заключение. Исследуя новейшие театрально-педагогические методы, переосмысливая опыт предыдущих поколений исследователей в области изучаемого направления, а также анализируя процесс расширения границ взаимодействия отечественных методик театральной педагогики как друг с другом, так и с зарубежными разработками, автор статьи приходит к выводу, что театральная педагогика последовательно движется к тому, чтобы из частной области педагогического знания стать самостоятельной наукой, обладающей своими целями, задачами, терминологическим аппаратом и выстроенной методологией.

Об авторах

Андрей Олегович Сухов

Петрозаводский государственный университет

Email: s.andreysuhov@gmail.com
преподаватель, аспирант пр. Ленина, 33, Петрозаводск, Россия, 185910

Список литературы

  1. Смирнов Г. В. Особенности формирования субъектной позиции студентов вуза средствами театральной педагогики // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21, № 2. С. 146–148.
  2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.
  3. Дорожкин Е. М., Зевр Э. Ф. Проблемы методологии // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 4–20.
  4. Роберт И. В. Методология педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 85–97.
  5. Коршунова Н. Л. Понятие методологии педагогики: к уточнению определения // Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М.: Изд. центр АНОО «ИЭТ», 2014. Вып. 1. С. 8–19.
  6. Машевская С. М. Эволюция идей школьного театра. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012. 159 с.
  7. Смирнова Н. Искусство играющих кукол: смена театральных систем. М.: Искусство, 1983. 270 с.
  8. Коменский Я. А. Автобиография // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Просвещение, 1982. Т. 1. 660 с.
  9. Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Просвещение, 1982. Т. 2. 580 с.
  10. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.
  11. Дьюи Дж. Школы будущего. Берлин, 1922. 179 с.
  12. Джонсон Финлей Х. Драматизация как метод преподавания / пер. с англ. Р. Ландсберг. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1917. 44 с.
  13. Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 365 с.
  14. Мигунова Е. В. Педагогические возможности театрализованной деятельности в воспитании творческой направленности личности младшего школьника: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. 184 с.
  15. Ершова А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников: метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ин-тов усовершенствования учителей: в 2 ч. М.: МП СССР, 1982. Ч. 2. 36 с.
  16. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  17. Пелих И. Д. Театральная педагогика в подготовке учителя XXI века: история и современность // Профессиональный и любительский театр как культурно-педагогический феномен: традиции и инновации: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Профессиональный и любительский театр как культурно-педагогический феномен: традиции и инновации» (22 марта 2017 г., Москва). М.: ИХОиК РАО, 2017. С. 44–49.
  18. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 591 с.
  19. Пичугина В. К. Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены // Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры. 2018. Вып. 2. Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены. 282 с.
  20. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. 656 с.
  21. Данилов Н. А. Социально-педагогические концепции древнегреческого театра Платона и Аристотеля // Научный поиск. 2015. № 4.1. С. 33–37.
  22. История зарубежного театра / отв. ред. Л. И. Гительман. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. 574 с.
  23. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века / отв. ред. Н. С. Пивоваров. М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. 703 с.
  24. Бутов А. Ю. Театр как феномен классической культуры и образования // Профессиональный и любительский театр как культурно-педагогический феномен: традиции и инновации: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Профессиональный и любительский театр как культурно-педагогический феномен: традиции и инновации» (22 марта 2017 г., Москва). М.: ИХОиК РАО, 2017. 251 с.
  25. Яковлюк С. М. Профессионализм современного учителя в контексте театральной педагогики // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. С. 8–11.
  26. Сац Н. Новеллы моей жизни: в 2 кн. М.: Искусство, 1984. Кн. 1. 495 с.
  27. Морено Я. Л. Психодрама. М.: Астрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2001. 521 с.
  28. Белкин А. Еще одна парадигма образования // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 92–97.
  29. Яконюк А. Экспериментальный театр в Норвегии: самовар-метод и диалог культур // РИА Новости. Культура. 2018. URL: https://ria.ru/20181020/1531098377.html (дата обращения: 06.09.2021).
  30. Кайманов Д. Программа международной конференции «Культурные драйверы развития современных городов» в рамках проекта «Международные культурные центры» // Pandia.ru. 2016. URL: https://pandia.ru/text/80/187/54470.php 20.09.20216 (дата обращения: 06.09.2021).
  31. Чупина В. А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании». Екатеринбург: РГГПУ, 2018. С. 488–493.
  32. Медведенко В. В. Иммерсивное театральное искусство как технология социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 263–266.
  33. Гребёнкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня // Театр имени П. М. Ершова «111». URL: http://theater111.ru/science03.php (дата обращения: 07.09.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».