Основные характеристики интегративного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Особенно актуальным вопросом на сегодняшний день является обучение специалистов технических областей как наиболее приоритетных в современной системе высшего образования. Ведется постоянная работа по повышению качества образовательного процесса, и предметы гуманитарного цикла играют особую роль в этой работе. Ключевое место занимает иностранный язык, необходимый для плодотворной реализации инженерной деятельности, сопровождающейся огромным количеством документации на английском языке. Все чаще возникает дилемма, каким образом построить процесс обучения в техническом вузе, чтобы обеспечить комплексное усвоение и применение академического и профессионального материала в практической деятельности студентов. Помощником, позволяющим обеспечить такую подготовку, является интегративный подход в обучении. Главной идеей данного подхода выступает развитие у студентов умений работать автономно, находить, оценивать, анализировать и классифицировать полученную информацию на родном и иностранном языке, используя знания из разных предметных областей. Изучены и проанализированы основные характеристики интегративного подхода в обучении иностранному языку студентов технического вуза для того, чтобы обеспечить качественное объединение содержания предметов профессиональной направленности и иностранного языка в единое целое. Материалами исследования послужили работы многих отечественных авторов, изучающих интегративный подход в обучении. В исследовании используются научные методы (теоретический, эмпирический и метод статистического анализа), обеспечивающие сбор, анализ, обработку и интерпретацию данных с целью описания основных характеристик, присущих интегративному подходу в техническом вузе. В ходе анализа литературы выводится определение интегративного подхода со всеми свойственными ему характеристиками, актуальными в техническом вузе. Результатами исследования выступили данные, полученные в процессе проведения научно-образовательных мероприятий, направленных на интеграцию иностранного языка и профильных технических дисциплин, проводимых в Томском политехническом университете. Описываются положительные эффекты, наблюдаемые студентами в ходе участия. В заключении подчеркивается важность интегративного подхода для актуализации междисциплинарных связей при изучении иностранного языка в техническом вузе.

Об авторах

Любовь Анатольевна Гончарова

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: sla_19.82@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель английского языка Томск, Россия

Маргарита Павловна Домарацкая

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: ritadomaratskaya@mail.ru
аспирант Томск, Россия

Список литературы

  1. Шевцова Г. В., Москалец Л. Е. Роль мотивации при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2022. Вып. 2 (220). С. 116–124. doi: 10.23951/1609-624X-2022-2-116-124
  2. Николаева М. В. Лингвокультурный и интегративный подходы к обучению иностранному языку студентов неязыковых вузов: сущность, особенности, эффективность // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 114–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46503458 (дата обращения: 5.03.2023).
  3. Krylov E., Khalyapina L., Nordmann A. Teaching English as a Language for Mechanical Engineering // Technology and Language. 2021. Vol. 2 (4). Р. 126–143. doi: 10.48417/technolang.2021.04.08 (дата обращения: 17.03.2023).
  4. Khromov S. S., Gulayevaa N. A., Zelenetskayab I. S., Minakovac L. Yu., Sheketerac A. L. An Algorithm for the Integration of Information and Communication Technologies in Teaching Languages for Special Purposes // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. Р. 224–229. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.08.056
  5. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
  6. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования. М.: Моск. пед. гос. ун-т; Барнаул: Нац. фонд подготовки кадров, 2000. C. 162.
  7. Акимова О. Б., Чапаев Н. К. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Философия образования. Образовательная политика. 2012. № 10. С. 8–16.
  8. Клепиков В. Н. Интеграционные процессы в современном образовании // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 13–14.
  9. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 339 с.
  10. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодурина Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30458065 (дата обращения: 10.03.2023).
  11. Черкашина Е. И. Модель учебного пособия по иностранному языку для специальных целей в системе профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 37–45. doi: 10.23951/1609-624X-2021-5-37-45
  12. Научно-образовательные мероприятия ТПУ. URL: https://portal.tpu.ru/science/konf (дата обращения: 26.03.2023).
  13. Всероссийская научная конференция с международным участием «Теплофизические основы энергетических технологий». URL: https://portal.tpu.ru/science/konf/toet (дата обращения: 26.03.2023).
  14. Всероссийский конкурс переводов для студентов нелингвистических специальностей. URL: https://portal.tpu.ru/science/konkurs/translation (дата обращения: 26.03.2023).
  15. Международный конкурс научно-исследовательских проектных работ студентов на английском языке. URL: https://portal.tpu.ru/science/konkurs/niprs (дата обращения: 26.03.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».