Expedition diaries as a discursive practice (descriptive model parameters): problem statement

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the development of a descriptive model of a folklore expedition diary as a discursive practice. Different types of diaries, the problem of their intra-genre typology, aspects of study, nomination of discourses that include texts of this type are considered. The relevance of such a study is determined by the attention of representatives of different humanities to ego-texts created by an ‘ordinary’ person, the development of interdisciplinary branches such as autoethnography, autobiographical studies, history of everyday life, and memory studies. At the same time, the relevance is conditioned by the need to identify and describe different types of discourse, in particular diary discourse and its varieties. The study involves 56 diaries created by students of the Faculty of Philology of Tomsk State University during summer folklore practices from 1960 to 1980 in the villages of Tomsk, Novosibirsk and Kemerovo regions. In these diaries the students recorded their impressions, described their work in the villages, communication with folklore bearers, as well as the collected material. The novelty of the study is determined by the aspect of their research – for the first time the expedition diary is considered as a discursive practice and for the first time diaries of this type are studied. The paper examines the key markers of the expedition diary as a discursive practice and substantiates the need to analyze them from this perspective. Based on the existing descriptive models and the peculiarities of the material under study, a descriptive model of the folklore expedition diary is proposed. The model includes the following parameters: socio-cultural context of discursive practice (sphere, institution, social groups, number of communicators); communicative purpose, communicative strategies, description of interdiscursive inclusions; duration of discursive practice; participants of communication (images of the author, addressee, informant); composition; chronotope; speech genres; conceptual saturation; means involved (verbal/non-verbal). This model has been tested on the diaries: it has been revealed that they reflect the extralinguistic conditions of their creation, the author and addressee do not always coincide, time and space are expressed explicitly; in the structure of the diary there are speech genres of edification, greeting, farewell, etc., one of the key concepts is the concept of “Way”, the linguistic embodiment is characterized by a rich repertoire of lexical and grammatical means.

About the authors

Ekaterina Nikolaevna Katysheva

National Research Tomsk State University

Email: uu-kate@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

Svetlana Vladimirovna Voloshina

National Research Tomsk State University

Email: vsv1304@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. Т. 2, №. 2. С. 3–21.
  2. Воронова Н.Г. Заметки о речевом жанре дневника // Культура и текст. 2005. № 10. С. 194–200.
  3. Рабенко Т.Г. Аксиологические доминанты дневникового жанра (на материале личных дневников) // Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. С. 302–313.
  4. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 21 с.
  5. Смолина А.Н. Модель описания речевого жанра «духовный дневник»: основные параметры и воплощение (стилистический и теолингвистический аспекты) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, №. 3. С. 800-811.
  6. Рейнгольд А.С. Жанровые особенности литературного дневника и дневник как нелитературный текст // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 11 (54). С. 118–129.
  7. Громова Л.П. Блокадный дневник школьного учителя // Век информации. 2015. № 2. С. 239–272.
  8. Максимова А.С. Анализ полевых дневников в контексте производства этнографических текстов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. №. 1 (107). С. 128–140.
  9. Зорина Л.Ю. Дневники студенческих диалектологических экспедиций: особенности жанра и типология текстов // Севернорусские говоры. 2015. №. 14. С. 287–311.
  10. Поплавская И.А. Печатные и рукописные травелоги в книжном собрании барона А.С. Строганова // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 15–39.
  11. Комелина Н.Г. Дневник охотника: прагматика, содержание, фольклор // Русский фольклор: материалы и исследования. 2022. № 39. С. 203–213.
  12. Пигин А.В. Крестьянские дневники XIX–XX вв. как источники по изучению народной культуры (дневник Г.Я. Ситникова) // Кижский вестник / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник Кижи. 2017. Вып. 17. С. 278–285.
  13. Вернадский В.И. «Главная цель ведения таких дневников» (вводные замечания к дневникам наблюдения за развитием сына) // Исследователь/Researcher. 2023. №. 1-2 (41-42). С. 152–154.
  14. Толвайшис Л.Л., Филипова А.Г. Метод дневников, географический дневник // География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик: тематический словарь-справочник. СПб.: Центр науч.-производ. технологий «Астерион»: Владивосток. ун-т экономики и сервиса. 2020. С. 58–63.
  15. Маджаева С.И., Епанчина Л.В. Композиционно-содержательная и речевая структура дневника практики студентамедика // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 2. С. 57–66.
  16. Кедяров А.П. Спортивный дневник и его анализ как накопитель личного опыта // Мир спорта. 2021. № 1 (82). С. 102-105.
  17. Тавасиева А.З. Замечания в школьных дневниках: лингвостилистические особенности // Риторика. Лингвистика. 2015. № 11. С. 62–67.
  18. Новикова Е.Г. Особенности речевого жанра дневника // Язык. Текст. Дискурс. 2005. № 3. С. 80–89.
  19. Неклюдов С.Ю. «Наивная литература»: исследования и тексты. М.: Московский общественный науч. фонд, 2001. Т. 129. С. 4–21.
  20. Лашкевич А.В. Личный дневник и жанры «дискурса персональности» в контексте межкультурной коммуникации. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. 173 с.
  21. Волошина С.В. Русские автобиографические практики XX–XXI вв.: когнитивно-дискурсивный аспект: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2024. 45 с.
  22. Дейна Л.В. Интерпретация писательских дневников на фоне классификации дискурсов // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 759–764.
  23. Вознесенская И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. №. 3. С. 41–48.
  24. Леонова Е.В. Когнитивный механизм интериоризации в дневниковом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, № 1. С. 34–38.
  25. Федянина О.Н. «Интересная эта работа!» (дневник диалектологической экспедиции 1945 года) // Advanced science. 2017. № 2. С. 46–62.
  26. Светозарова Н.Д. Отчеты об экспедициях как уникальный источник информации (на материале фольклорнодиалектологических экспедиций В.М. Жирмунского) // Magister Dixit. 2013. № 3. С. 117–123.
  27. Фуко М.П. Археология знания / пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: Гуманитарная Академия: Университетская книга, 2004. 416 с.
  28. Ипатова Н.А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2009. 23 с.
  29. Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации / Л.В. Куликова [и др.]. Красноярск: Сиб. федеральный ун-т, 2015. 180 с.
  30. Ильина И.Е., Морозова О.Н. Профессиональный дискурс индустрии красоты: от терминологии к убеждению // Современные дискурсивные практики: подходы и решения / В.С. Григорьева, Н.Ю. Бородулина, М.Н. Макеева и др.; под общ. ред. Л.Г. Поповой. Тамбов: Изд. центр ТГТУ, 2023. С. 57–73. URL: https://tstu.ru/book/elib1/pdf/2023/popova.pdf (дата обращения: 21.01.2025).
  31. Иссерс О.С. Дискурсивная практика как наблюдаемая реальность // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 227–232.
  32. Молодыченко Е.Н., Чернявская В.Е. Социальная репрезентация через язык: теория и практика социолингвистики и дискурсивного анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19, № 1. С. 103–124.
  33. Никонова Е.А. Дискурсивная практика и коммуникативная стратегия: эклектика vs полипарадигматизм? // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 6. С. 123–139.
  34. Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики / Т.А. Демешкина, С.В. Волошина, Н.А. Карпова [и др.].; под ред. Т.А. Демешкиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-т, 2016. 278 с.
  35. Fairclough N. Discourse and social change. Cambridge: Polity Press, 1992. 259 p.
  36. Стеблецова А.О. Когнитивные структуры научного текста: этнолингвистический аспект // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2 (52). С. 99–110.
  37. Баранов А.Г. Речевой жанр в системе дискурсивных структур // Медиалингвистика. 2015. № 2 (8). С. 47–57.
  38. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008. № 1–1. С. 28–33.
  39. Вознесенская И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации // Мир русского слова. 2006. № 3. С. 41–48.
  40. Кальщикова Т.А. Дневник как вид коммуникативной деятельности (на материале «Дневника» А. Блока): автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Тагил, 2012. 24 с.
  41. Кублицкая О.В. Путевая проза: жанр, стиль, дискурс, нарратив (итоги и перспективы изучения) // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 1 (33). С. 76–84.
  42. Зализняк А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 6 (106). С. 162–181.
  43. 43 Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2004. 24 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».