Formation of high school students’ ideas about the modern scientific picture of the world in physics lessons

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Strengthening the developmental side of high school requires major changes in the construction of the content of modern educational material in physics. Showing the importance of the formation of high school students’ ideas about the modern scientific picture of the world in physics lessons, we thereby reveal the methods of forming students’ ability to independently observe, experiment, work with modern scientific literature, which reveals the object described in the work. The practical significance of this work demonstrates the importance of the proposed recommendations on the use of the potential of methodological and physical knowledge in the formation of ideas about the modern scientific picture of the world among high school students. The goal is to substantiate and develop the theoretical foundations of the methodological preparation of students to work with modern scientific knowledge with the subsequent formation of their scientific worldview and a modern scientific picture of the world as a whole. In addition, the work attempts to analyze the theoretical approaches and experience of methodological training of modern physics teachers, determine a strategy for its improvement and correlate with practice the process of teaching students in physics lessons with modern scientific knowledge. The relevance of the study is due to the need to build a model of the methodological system of the process of forming ideas about the modern scientific picture of the world among secondary school students. The results of the tested material on the formation of a scientific worldview and ideas about the modern scientific picture of the world as a whole among high school students are presented. To improve the effectiveness of student learning, it is necessary to reduce the amount of information received by completely or partially replacing the classical base available in the curriculum with a modern one, which has proven its usefulness against the classical one in the course of research done by prominent scientists in the field of philosophy, pedagogy and methodology. Thus, the acquired scientific knowledge can be applied in the life of students. Therefore, at present, a modern teacher is faced with the task, using modern knowledge and methods, to form in students not only intelligence, creative thinking, but also a scientific worldview, as well as ideas about the modern scientific picture of the world.

About the authors

Oksana Evgenyevna Kadeeva

Far Eastern Federal University

Email: kadeeva.oe@dvfu.ru
Vladivostok, Russian Federation

References

  1. Разумовская И.В., Шаронова Н.В., Мишина Е.А. Формирование представлений школьников о современной физике и технике как научно-методическая проблема // Школа будущего. 2017. № 3. С. 47–52.
  2. Белых К.И., Шаронова Н.В. Взаимосвязь задач формирования представлений школьников о современной физике и развития их научного мировоззрения // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве: сб. ст. III Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Н. Фрундин. 2019. С. 99–101.
  3. Баштовая А.Е. Философское и научное знание в современной картине мира // Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и образовании: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2022. С. 144–146.
  4. Кирюхина Н.В., Варюха Е.С. Об изучении вопросов современной физики в средней общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-3. С. 232–235.
  5. Жакпаев К.Р. Современная физика для учеников средней школы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-1. С. 76–78.
  6. Рявкина К.С., Климанова Е.А., Черных С.И. Становление современной научной картины мира // Теория и практика современной аграрной науки: сб. III национ. (Всерос.) науч. конф. с междунар. участием. 2020. С. 395–398.
  7. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
  8. Ефименко В.Ф. Формирование мировоззрения учащихся средней школы. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1997. 160 с.
  9. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1976. 158 с.
  10. Мощанский В.Н. Формирование диалектико-материалистических взглядов учащихся на физические явления и их познание при обучении физике в старших классах средней школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ленинград, 1964. 18 с.
  11. Мултановский В.В. Функциональная зависимость в курсе физики средней школы: дис. ... кан. пед. наук. Киров, 1963. 259 с.
  12. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 168 с.
  13. Марычев В.В. Особенности формирования современной научной картины мира // Актуальные проблемы социгуманитарного знания: сб. науч. тр. каф. философии МПГУ. Вып. 10. М.: Прометей, 2002. С. 248–254.
  14. Марычев В.В. Научная картина мира в культуре современного общества: дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2004. 200 с.
  15. Кудрова И.А. Формирование современной научной картины мира у школьников на основе исследовательского подхода: сборник материалов научно-практ. конф. молодых ученых «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников». М.: РАО ИСМО, 2066. С. 142–148.
  16. Кудрова И.А. Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2007. 149 с.
  17. De Stasio G., Gilbert B., Nelson T., Hansen R., Wallace J., Mercanti D., Capozi M., Baudat P.A., Perfetti P., Margaritondo G., Tonner B.P. Feasibility tests of transmission x-ray photoelectron emission microscopy of wet samples // Review of Scientific Instruments. 2000. Vol. 71. P. 11.
  18. Miao T.Z., Xiao R.Z., Shi Y.C., Chen K., Zhang Y.C., Sun J., Wang D.Y., Shi J.R. Efficiency improvement by a beam filtering ring in a relativistic backward wave oscillator at low magnetic field // Phys. Plasmas. 2022. 29(4). 043302.
  19. Ламинг Дж.М. Эффекты FIP и обратного FIP в солнечных и звездных коронах // Liv. Rev. Sol. Phy. 2015. 12:2. doi: 10.1007/lrsp-2015-2
  20. Радишевский Э.Ф. Квантово-релятивистская картина мира как основа научной картины мира обучающихся // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сб. материалов XX Регион. науч.-практ. конф. магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Тула, 2024. С. 150–151.
  21. Пономарев Д.С., Ячменев А.Э., Лаврухин Д.В., Хабибуллин Р.А., Черномырдин Н.В., Спектор И.Е., Курлов В.Н., Кведер В.В., Зайцев К.И. Оптико-терагерцевые преобразователи: современное состояние и новые возможности для мультиспектральной визуализации // УФН. 2024. № 194. С. 2–22.
  22. Тимофеев А.В. Волны в плазме в магнитном поле вблизи критической поверхности // УФН. 2004. № 174. С. 609–637.
  23. Вальков В.В., Дзебисашвили Д.М., Коровушкин М.М., Барабанов А.Ф. Спин-поляронная концепция в теории нормального и сверхпроводящего состояний купратов // УФН. 2021. № 191. С. 673–704.
  24. Krempaský J. et al. Altermagnetic lifting of Kramers spin degeneracy // Nature. 2024. Vol. 626. P. 517–522.
  25. Панкова Н.Г. Методика знакомства учащихся с направлениями исследований в современной физике // Химия и физика – XXI век. Теория, практика, образование: сборник материалов VII Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием. Брянск, 2024. С. 115–117.
  26. Андрюхина Л.М., Гузанов Б.Н., Анахов С.В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира // Образование и наука. 2023. Т. 25., № 8. С. 12–48.
  27. Перевощиков Д.В., Фролова С.В., Уварова М.П. Исследование уровня подготовки будущих учителей физики в области методики школьного физического эксперимента // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 152–170.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».