FORMATION OF COMPETENCIES OF YOUNG RESEARCHERS TO WORK WITH FOREIGN DATABASES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. The Russian scientific community is faced with the task of integrating domestic research into the global publication space. Today in Russia the culture of using foreign databases is at the stage of formation, while abroad it is at a fairly high level. With the expansion of the globalization of socio-economic processes, possession of over-professional skills in working with the Web of Science and Scopus databases becomes a necessary condition for Russian science to enter the world scientific space. Therefore, an integral part of the system of measures aimed at improving the indicators of Russian science in international citation indices should be training activities for working with foreign information resources. One of the important educational problems is the lack of training of young researchers to work with foreign databases. Consequently, in the context of globalization and digitalization, specially organized educational support for young researchers in working with foreign information resources is needed. The support of researchers should be aimed at the formation of over-professional skills in working with Web of Science, Scopus and their analytical tools, the formation of “scientometric literacy”. The aim is to substantiate the effectiveness of the model of organizational and methodological support for the entry of young researchers into the global publication space. Material and methods. Theoretical – abstraction, analysis, specification, generalization; empirical – included observation, questionnaire, survey, reflective interview, experiment, focus group. Results and discussion. The structure of competencies of young researchers for working with foreign databases Scopus, Web of Science and the analytical tool SciVal has been developed, including motivational, cognitive, behavioral and reflective-evaluative components. A model of organizational and methodological support for the entry of young researchers into the global publication space was created to form these competencies. The proposed model of support was tested in Tomsk Polytechnic University. Conclusion. The diagnostic results showed that the model of organizational and methodological support for the entry of young researchers into the global publication space contributes to the formation of over-professional skills of working with foreign databases and their analytical tools, the formation of “scientometric literacy” of students, graduate students and young scientists.

About the authors

Alina Yuryevna Povinich

National Research Tomsk State University

Email: pau@tpu.ru
pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050

References

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-07052012-n-599/ (дата обращения: 25.06.2021).
  2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116664/ (дата обращения: 25.06.2021).
  3. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». URL: http://base.garant.ru/195302/ (дата обращения: 25.06.2021).
  4. Проект 5-100. URL: https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 25.06.2021).
  5. Приоритет-2030. Лидерами становятся. URL: https://priority2030.ru/?utm_source=redirect&utm_from=psal.ru&utm_with=love (дата обращения: 25.06.2021).
  6. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 25.06.2021).
  7. Различным сферам науки – различные критерии наукометрии. URL: https://scientificrussia.ru/articles/razlichnym-sferamnauki-razlichnye-kriterii-naukometrii (дата обращения: 25.06.2021).
  8. Салтанова С. В. Наука в России в 10 цифрах. Как изменилась отечественная академия в XXI веке? URL: https://iq.hse.ru/news/440848258.html?fbclid=IwAR0elbWm8sLlcOXUgGKvt1YmTE3PS0RgarLOjA8yxNkMHzE2FMo9fARnc4c (дата обращения: 25.06.2021).
  9. Николенко В. Н., Вялков А. И., Мартынчик С. А., Глухова Е. А. Подходы к оценке эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 18–25.
  10. Повинич А. Ю. Модель сопровождения вхождения молодых исследователей в мировое публикационное пространство // Организация работы с молодежью. 2020. № 5. URL: http://ovv.esrae.ru/302-1354 (дата обращения: 25.06.2021).
  11. Юревич А. В., Гаврилова Е. В., Ушаков Д. В. Социальные детерминанты научного творчества: модель факторов формирования молодых ученых // Наука. Инновации. Образование. 2016. Т. 11, № 1. С. 115–124.
  12. Повинич А. Ю. Образовательные проблемы подготовки молодых ученых // Стратегии развития современной науки: сб. ст.: в 3 ч. М.: Перо, 2020. Ч. 3. С. 75–79.
  13. Антропова О. А. Основные тенденции развития образования в странах Европейского союза: общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 9–15.
  14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
  15. Ильязова М. Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2009. № 1 (48). С. 166–172.
  16. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2004. № 3 (27). С. 42–52.
  17. Тимофеева С. В. Ориентирование будущего психолога на духовно-творческие ценности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
  18. Матвеева Н. И. Формирование субъектной позиции личности учащегося // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 2. С. 90–93.
  19. Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б. Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе // Науковедение. 2014. № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/63PVN214.pdf (дата обращения: 25.06.2021).
  20. Wadi M., Yusoff M. S. B., Abdul Rahim A. F., Lah N. A. Z. N. Factors affecting test anxiety: a qualitative analysis of medical students’ views // BMC Psychology. 2022. Vol. 10, № 1, Article number 8.
  21. Zanotto E. D., Carvalho V. Article age- and field-normalized tools to evaluate scientific impact and momentum // Scientometrics. 2021. Vol. 126, № 4. P. 2865–2883.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».