Принцип двойственности в управленческой и маркетинговой деятельности научной организации
- Авторы: Качалов Р.М.1, Слепцова Ю.А.1
-
Учреждения:
- Центральный экономико-математический институт РАН
- Выпуск: Том 28, № 2 (2025)
- Страницы: 28-38
- Раздел: Актуальные проблемы экономической теории
- URL: https://bakhtiniada.ru/1609-1442/article/view/334244
- DOI: https://doi.org/10.33293/1609-1442-2025-28(2)-28-38
- EDN: https://elibrary.ru/QOWLNB
- ID: 334244
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - проанализировать существующие способы управления маркетинговой деятельностью научной организации, выявить их достоинства и недостатки и предложить новую концепцию, основанную на многополярной системе управления маркетинговой деятельностью. Исследование имеет теоретический характер и опирается на системную экономическую теорию. Описаны четыре стиля управления: административный, авторитарный, бюрократический и либеральный применительно к управлению научной организацией. Показано, какие возможности и какие факторы риска могут проявиться при каждом стиле управления для каждой из подсистем управляемого объекта: объектной, процессной, проектной и средовой. Уточнен состав внешних подсистем в маркетинговой деятельности научной организации, в том числе бренд научной организации, весь комплекс коммуникационных процессов, совокупность проектов, реализуемых в рамках научной организации, включая научные исследования и научные мероприятия, и репутацию научной организации среди представителей целевой аудитории научной организации, представляющих средовую подсистему. Указаны примеры факторов риска, которые могут негативно повлиять на восприятие бренда научной организации, ее коммуникации с целевой аудиторией, представление о научных результатах или репутацию в обществе. В данном исследовании впервые для описания взаимодействия научной организации с внешними акторами применен принцип двойственности, нашедший свое отражение в соотношении между внутренним наполнением и внешним окружением и проявляющийся в отношениях научной организации с ее социально-экономической экосистемой.
Об авторах
Р. М. Качалов
Центральный экономико-математический институт РАН
Email: kachalov1ya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5866-3390
SPIN-код: 6705-5207
доктор экономических наук, профессор
Россия, МоскваЮ. А. Слепцова
Центральный экономико-математический институт РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: julia_sleptsova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9343-3574
SPIN-код: 1002-1061
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Абрамова Е.В., Орлова М.Ю. (2018). Кодекс деловой этики как инструмент повышения деловой репутации организации // Вестник ВИЭПП. No 1. С. 9-12.
- Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. и др. (2020). Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка // Вопросы экономики. No 7. С. 75-91. doi: 10.32609/0042-8736-2020-7-75-91
- Белоглазова В.А., Варкулевич Т.В., Шилова А.Ю. (2023). Деловая репутация как экономическая категория: современные подходы и особенности для российских субъектов хозяйствования // Креативная экономика. Т. 17. No 12. С. 4567-4588. doi: 10.18334/ce.17.12.119866
- Вольчик В.В., Фурса Е.В., Маслюкова Е.В. (2021). Государственное управление и развитие российской инновационной системы // Управленец. Т. 12. No 5. С. 32-49. doi: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-3
- Дементьев В.Е. (2023). Предоставление научными журналами общественно полезных услуг должно финансироваться государством // Вопросы экономики. No 4. С. 135-150. doi: 10.32609/0042-8736-2023-4-135-150
- Жданов Д.А. (2022). Человеческий капитал предприятия: модель компетенций работника в цифровом мире // π-Economy. Т. 15. No 5. С. 58-74. doi: 10.18721/JE.15504
- Жданов Д.А. (2023). Онтогенез человеческого капитала предприятия // Управленческие науки. Т. 13. No 1. С. 54-70. doi: 10.26794/2304-022X-2023-13-1-54-70
- Качалов Р.М., Слепцова Ю.А. (2023). Маркетинговые исследования в деятельности научной организации // Экономическая наука современной России. No 2 (101). С. 83-94. doi: 10.33293/1609-1442-2023-2(101)-83-94. EDN: EHKUNW
- Качалов Р.М., Слепцова Ю.А. (2018). Структурный подход к выбору коммуникационных решений стратегии маркетинга научной организации // Экономическая наука современной России. No 3 (82). С. 80-93.
- Качалов Р.М., Слепцова Ю.А., Климанова А.Р. (2017). Формирование позитивного образа научной организации в социальном пространстве // Актуальные проблемы экономики и права. No 11 (3) С. 16-29. doi: 10.21202/1993-047X/11/2017/3/16-29
- Клейнер Г.Б. (2024). Многополярное управление организацией // Российский журнал менеджмента. No 22 (2). С. 163-178. doi: 10.21638/spbu18.2024.201
- Клейнер Г.Б. (2022). Информационная теория факторов управления экономическими организациями // Российский журнал менеджмента. No 20 (4). С. 461-481. doi: 10.21638/spbu18.2022.401
- Клейнер Г.Б. (2019). Принципы двойственности в свете системной экономической теории // Вопросы экономики. No 11. С. 127-149. doi: 10.32609/0042-8736-2019-11-127-149
- Неустроева С.Л. (2018). Научная коммуникация: глобальный тренд или новая академическая дисциплина? // Социальное пространство. No 5. С. 1-10. doi: 10.15838/sa.2018.5.17.12
- Овруцкий А.В. (2016). Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб // Психолог. No 4. С. 10-18.
- Полтерович В.М. (2023). Авторский капитал и реформирование российской публикационной системы // Вопросы экономики. No 6. С. 138-158. doi: 10.32609/0042-8736-2023-6-138-158
- Рубинштейн А.Я. (2023). Эволюция государства и провал общества: теоретические заметки // Экономическая наука современной России. No 1 (100). С. 33-47. doi: 10.33293/1609-1442-2023-1(100)-33-47
- Рыбалко М.А. (2022). Вопросы реализации маркетинговой деятельности университетов в условиях трансформационных изменений в системе высшего образования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). No 4 (80). С. 74-82. doi: 10.54220/v.rsue.1991-0533.2023.80.4.010
- Соколов Д.В. (2021). Знание и образование в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. Т. 13. No 2-1. С. 33-50. doi: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50
- Kappel K., Holmen S.J. (2019). Why science communication, and does it work? A taxonomy of science communication aims and a survey of the empirical evidence. Frontiers in Communication, no. 4, pp. 55. doi: 10.3389/fcomm.2019.00055
- Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019). Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no. 2, pp. 19-41. doi: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
- Radko N., Belitski M., Kalyuzhnova Y. (2023). Conceptualising the entrepreneurial university: the stakeholder approach. The Journal of Technology Transfer, vol. 8, no. 3, pp. 955-1044. doi: 10.1007/s10961-022-09926-0
Дополнительные файлы


