Юлий Айхенвальд в спорах о театре. Статья первая

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье впервые подробно рассматривается путь Юлия Исаевича Айхенвальда (1872–1928) как театрального критика. Дается обзор его публикаций о театральных постановках в журнале «Русская мысль», прослеживается эволюция эстетических взглядов, предопределивших айхенвальдовское «отрицание театра», анализируется роль критика в дореволюционных дискуссиях о театре, исследуется отношение к его позиции в 1900–1910-е годы современников – известных театральных критиков (Н.Е. Эфрос) и театральных деятелей (В. Немирович-Данченко, Н. Евреинов, В. Мейерхольд, Н.А. Попов и др.).

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. А. Тахо-Годи

МГУ им. М.В. Ломоносова; Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: takho-godi.elena@yandex.ru

Доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1; 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а

Список литературы

  1. Гапоненков А.А. Журнал «Русская мысль» 1907–1918 гг. Редакционная программа, литературно-философский контекст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. 228 с.
  2. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней): [в 6 т.]. СПб.: Семеновская Типо-литография (И. Ефрона), 1889–1904. Т. 6. 1904. X, 465 с.
  3. Зуев Д.В. «Имманентная критика» Ю.И. Айхенвальда доэмигрантского периода: проблема писателя и читателя / Дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 252 с.
  4. Ю.А. Современное искусство // Русская мысль. 1906. № 4. С. 222–229.
  5. Ю.А. Современное искусство // Русская мысль. 1902. № 2. С. 235–249.
  6. Офросимов Ю. Гамлет по-новому // Руль. 1927. № 1856. 8 января. С. 2–3.
  7. Айхенвальд Ю. Гамлет по-старому // Руль. 1927. № 1859. 12 января. С. 2–3.
  8. Ю.А. Современное искусство // Русская мысль. 1902. № 11. С. 202–219.
  9. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Русская мысль. 1908. № 3. С. 214–218.
  10. Ю.А. Современное искусство // Русская мысль. 1902. № 12. С. 223–228.
  11. Ю.А. Современное искусство // Русская мысль. 1906. № 11. С. 200–207.
  12. Айхенвальд Ю. Заметка о «Синей птице» // Русская мысль. 1908. № 11. С. 156–161.
  13. Забытый. «Синяя птица» на «вторнике» // Театр. 1908. № 317. 6 ноября. С. 5–8.
  14. Старый друг (Эфрос Н.Е.). Вопросы без ответов // Театр. 1909. № 388. 23 января. С. 3–5.
  15. Айхенвальд Ю. Отрицание театра (Публичная лекция, прочитанная, под заглавием «Литература и театр», в Москве 16 марта 1913 г.) // В спорах о театре. Сборник статей: Ю. Айхенвальда, Сергея Глаголя, Вл.И. Немировича-Данченко [и др.]. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1913. С. 9–38.
  16. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра / Сост., вступ. статья и коммент. М.Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. 576 с.
  17. Немирович-Данченко В.И. Искусство театра. Речь, сказанная в ответ Ю.И. Айхенвальду на его лекции. (По записи, просмотренной автором) // В спорах о театре. Сборник статей: Ю. Айхенвальда, Сергея Глаголя, Вл.И. Немировича-Данченко [и др.]. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1913. С. 71–86.
  18. Евреинов Н. Об отрицании театра. Полемика сердца // Стрелец: Сборник первый. Пг.: Изд-во «Стрелец», 1915. С. 35–51.
  19. Шур Ю.Е. Специальные театральные журналы Серебряного века // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 4. С. 135–141.
  20. Айхенвальд Ю. Идея «Живого трупа» // Студия. 1911. № 1. С. 2–4.
  21. Галанина Ю.Е. К истории первой петербургской постановки пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп» (1911 г.) // Театральное наследие и современность: мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 255-летию Росс. гос. акад. театра драмы им. А.С. Пушкина и С.-Петерб. гос. театр. биб-ки. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 32–45.
  22. Матвеева И.Ю. Драма Л.Н. Толстого «Живой труп» в зеркале русской критики начала XX века // Печать и слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения – 2010: Литературоведение. СПб.: Петербургский институт печати, 2011. С. 129–135.
  23. Айхенвальд Ю. Конец театра // Студия. 1912. № 23. С. 2–5.
  24. Ковальские К. и О. Театр, автор, актер… (Ответ Ю.И. Айхенвальду) // Студия. 1912. С. 5–7.
  25. Богомолов Н.А. Русов Н.Н. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 5: П–С / гл. ред. П.А. Николаев. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007. С. 394–396.
  26. Тахо-Годи Е.А. Алексей Лосев в эпоху русской революции. М.: Модест Колеров, 2014. 368 с.
  27. Русов Н.Н. Ю.И. Айхенвальд против театра // Студия. 1912. № 26. С. 8.
  28. Ходасевич В. Московский литературно-художественный кружок // Воспоминания о серебряном веке / сост., предисл. и коммент. В. Крейда. М.: Республика, 1993. С. 389–393.
  29. Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 414 с.
  30. Глаголь С. Похороны театра // Маски. 1912. № 2. С. 42–46.
  31. Айхенвальд Ю. Отрицание театра // Речь. 1912. № 338. 9 (22) декабря. С. 3–4.
  32. Зноско-Боровский Е. Творчество актера и Гордон Крэг. 1. Постановка вопроса // Новая студия. 1912. № 10. 9 ноября. С. 14–15.
  33. Евреинов Н. Апология театральности // Библиотека театра и искусства. 1913. № 1. С. 27–32.
  34. Неизданный Федор Сологуб / Под ред. М.М. Павловой, А.В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 576 с.
  35. Чеботаревская А. О театральных диспутах (СПб., 27 ноября и 21 декабря 1913 г.; Москва, 30 января 1914 г.) // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 2. С. 59–60.
  36. [Мейерхольд В.] Глоссы доктора Дапертутто к «Отрицанию театра» Ю. Айхенвальда // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 4–5. С. 67–80.
  37. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891–1917 / сост., ред. текстов и коммент. А.В. Февральского; общ. ред. и вступ. статья Б.И. Ростоцкого. М.: Искусство, 1968. 350 с.
  38. Русское актерское искусство XX века: [коллективное исследование] / Сост.: С.К. Бушуева, Н.А. Таршис. СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2018. 880 с.
  39. «Синефилы» и «антисинемисты»: Полемика русской эмиграции о кинематографе в 1920-х гг. (По страницам эмигрантской прессы) / Предисл. и подгот. текста Р.М. Янгирова // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2010 / Отв. ред. Н.Ф. Гриценко. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2010. С. 345–362.
  40. [Б.п.] Об упадке тона в театре // Библиотека театра и искусства. 1913. № 1. С. 3–5.
  41. Айхенвальд Ю. [Рец.:] Евреинов Н. Театр для себя. Часть первая // Утро России. 1915. № 334. 5 декабря. С. 5.
  42. Айхенвальд Ю. [Рец.:] Евреинов Н. Театр для себя. Часть II (прагматическая) // Утро России. 1916. № 120. 30 апреля. С. 5.
  43. Каменский В. Книга о Евреинове. Пг.: Изд. «Современное Искусство» Н.И. Бутковской, 1917. 101 с.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».