Удовлетворённость пациентов качеством медицинской помощи в столичных поликлиниках

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Удовлетворённость пациентов полученной медицинской помощью — важная составляющая качества работы государственной медицинской организации столицы. Цель исследования — изучить предикторы неудовлетворённости пациентов медицинской помощью, которые позволяют корректировать работу медицинской организации, выстраивая взаимодействие врача и пациента. Исследование основано на данных Росстата — «Выборочное наблюдение состояния здоровья населения» (СЗН), проведённого в 2024 г. во всех субъектах РФ. Опрошено 98961 человек от 15 лет и старше, 41,8% мужчин и 58,2% женщин. Жители Москвы составляют 6,8% (6743 человека), Московской области — 4,2% (4114 человека). В Москве удовлетворены оказанной медицинской помощью 81% обратившихся в государственные медицинские организации. Неудовлетворённость связана с организационными и коммуникационными недостатками. Организационные проблемы включают длительность ожидания в регистратуре поликлиники, записи на исследование (62%), отсутствие необходимого оборудования и лекарств (44%), некомфортные условия (24%), плохие санитарные условия (10%). Вторичный анализ данных СЗН сопряжён с ограничением информации. Перечень элементов, которые влияют на удовлетворённость пациента качеством оказания медицинской помощи, не ограничивается имеющимся в указанной базе. Недостатки инфраструктурного характера являются наиболее значимыми предикторами для неудовлетворённости пациентов медицинской помощью. Профессионализм врачей также является значимым фактором, но находится на третьем месте по вкладу в общую удовлетворённость пациента медицинской помощью. Чаще не удовлетворены качеством медицинской помощи женщины, пациенты, представляющие старшие возрастные группы. Но при наличии недостатков инфраструктурного или коммуникационного характера, личные качества пациентов перестают иметь значение.

Об авторах

Инна Борисовна Назарова

ИСЭПН ФНИСЦ РАН

Email: inna-nazarova@mail.ru
д.э.н., главный научный сотрудник Москва, Россия

Список литературы

  1. Корчагина, И. И. Оценка качества жизни по результатам опроса населения / И. И. Корчагина, Л. А. Мигранова // Народонаселение. — 2017. — № 1(75). — С. 103–115. EDN: YRJHKR
  2. Назарова, И. Б. Ценности во взаимодействии врача и пациента: понимание и сотрудничество / И. Б. Назарова, Р. С. Нестеров // Здравоохранение Российской Федерации. — 2024. — Т. 68. — № 5. — С. 364–370. doi: 10.47470/0044-197X-2024-68-5-364-370; EDN: LOVVOO
  3. Boudreaux, E. D. Determinants of patient satisfaction in a large, municipal ED: the role of demographic variables, visit characteristics, and patient perceptions / E. D. Boudreaux, R. D. Ary, C. V. Mandry, B. McCabe // American Journal of Emergency Medicine. — 2000. — Vol. 18. — No 4. — P. 394–400. doi: 10.1053/ajem.2000.7316
  4. Blenkiron, P. What determines patients’ satisfaction with their mental health care and quality of life? / P. Blenkiron, C. A. Hammill // Postgraduate Medical Journal. — 2003. — Vol. 79. — Iss. 932. — P. 337–340. doi: 10.1136/pmj.79.932.337
  5. Волнухин, А. В. Влияние характеристик пациента на удовлетворённость медицинской помощью, оказываемой врачом общей практики и врачом-терапевтом участковым / А. В. Волнухин, Т. Е. Морозова, Г. П. Сквирская [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — Т. 31. — № 6. — С. 1353–1359. doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1353-1359; EDN: NCYCSC
  6. Мезенцева, Т. А. Удовлетворённость населения медицинской помощью в Свердловской области / Т. А. Мезенцева, С. Л. Леонтьев, А. А. Курмангулов [и др.] // Вестник Уральской медицинской академической науки. — 2024. — Т. 21. — № 1. — С. 86–100. doi: 10.22138/2500-0918-2024-21-1-86-100; EDN: VIRSSB
  7. Тюфилин, Д. С. Удовлетворённость медицинской помощью в Российской Федерации: факторы, влияющие на оценку / Д. С. Тюфилин, В. П. Чигрина, В. А. Медведев [и др.] // Менеджер здравоохранения. — 2023. — № 8. — С. 68–80. doi: 10.21045/1811-0185-2023-8-68-80; EDN: QDHJRS
  8. Локосов, В. В. Факторы формирования основ самосохранительного поведения населения / В. В. Локосов, А. В. Ярашева, О. А. Александрова // Народонаселение. — 2024. — Т. 27. — № 1. — С. 192–205. doi: 10.24412/1561-7785-2024-1-192-205; EDN: IYJIMH
  9. Ярашева, А. В. Современные здоровьесберегающие практики россиян / А. В. Ярашева, С. В. Макар, Н. В. Аликперова // Народонаселение. — 2023. — Т. 26. — № 2. — С. 127–138. doi: 10.19181/population.2023.26.2.11; EDN: XOZVXW
  10. Новоселова, Е. Н. Здоровье как ценность и практика: общество, семья, личность / Е. Н. Новоселова. — Москва : МАКС Пресс, 2021. — 360 с. EDN: OTULOL
  11. Локосов, В. В. Специфика самосохранительного поведения населения столичного региона / В. В. Локосов, И. Б. Назарова, В. М. Карпова, С. В. Ляликова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2024. — Т. 32. — № S2. — С. 1130–1136. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-s2-1130-1136; EDN: DQISLN

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».