The reproduction of collective identity, or why the Kuban Cossacks need ritual collective actions

封面

如何引用文章

全文:

详细

The social community of the Cossacks, as well as, in particular, the Kuban army, becoming an increasingly prominent player in the socio-political field, is a fairly relevant object for consideration from various research positions. The article is devoted to the dynamics of traditional (or non-traditional) collective actions of the Kuban Cossacks, considered through the concepts of affectation, commemoration, performativity and ritual. This study analyzes various collective actions within the Cossack community (parade, commemoration, circle, etc.), each of which serves both as a "workshop" of construction and a stage for the manifestation of collective identity. In the theoretical section, the main concepts used in the analysis of empirical material are considered, and their interpretation is carried out in relation to the object of study under consideration. The empirical part focuses on the analysis of performative and ritual elements inherent in Cossack gatherings. The author deconstructs ritual collective performances through the analysis of ethnographic observation data, emphasizing the affective resonance and historical symbolism inherent in each action. Through affective interaction, ritual performances and the resulting collective solidarity, participants are involved in the (re) production of Cossack identity, relying on the rich cultural heritage and collective memory of the community. The rituals studied, from donning traditional uniforms to reciting prayers and electing chieftains, play a key role in shaping and consolidating the collective identity of the Cossacks and strengthening the sense of belonging among the participants.

作者简介

Ilya Puzankov

HSE University

Email: iapuzankov@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4906-7823
SPIN 代码: 9114-3054
Postgraduate student, Social Institutes Analysis Department, School of Sociology, Faculty of Social Sciences Moscow, Russia

参考

  1. Архипова А.С. и др. (2017) Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы. Антропологический форум, 33: 84–122.
  2. Ассман Я. (2004) Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры.
  3. Берберова К.К. (2017) Эволюция моделей маскулинности в российском обществе. Социально-гуманитарные знания: 201–205.
  4. Бондарь Н.И. (2002) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества). Вопросы казачьей истории и культуры, 45–59.
  5. Брубейкер Р. (2012) Этничность без групп. М.: Изд. Дом Высшая школа экономики.
  6. Бугай Н. Ф. (2015) Казаки Юга России: конститутивность, эволюция, современность (ХХ–ХХI вв.). М.
  7. Васильев И.Ю. (2019) Российское казачество: место в истории. Национальные приоритеты России, 33(2): 6–12.
  8. Водолацкий В.П. (2011) Казачество в современном обществе: социологическое измерение: дис. … д-ра социол. наук. М.
  9. Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. (2008) Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 4: 112–116.
  10. Дюркгейм Э. (1991) Ценностные и «реальные суждения». Социологические исследования, 2: 106–114.
  11. Корецкая М.А. (2019) Солидарность с жертвами и эффекты профанации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 26(2): 101–120.
  12. Кузьменков В.А. (2018) Ритуалы как факторы возникновения ценностей. Социально-политические науки, 1: 152–157.
  13. Лысак И.В. (2017) Идентичность: сущность термина и история его формирования. Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 38: 130–138. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/13.
  14. Матвев О.В. (2007) Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII — начало ХХ века): категории воинской ментальности. Культурная жизнь Юга России, 6: 35–37.
  15. Остин Дж. (1999) Избранное: как производить действие при помощи слов. Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги.
  16. Пузанков И.А. (2022) «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4): 41–61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3.
  17. Рвачева О.В. (2009) Всемирные конгрессы казаков: рождение традиции. Проблемы истории, филологии, культуры, 23(1): 464–472.
  18. Рвачева О.В. (2016) Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса. Вестник ВолГУ. История. Регионоведение. Международные отношения, 21(4): 124–134. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2016.4.13.
  19. Рвачева О.В. (2021) Возрождение казачества юга России в конце XX — начале XXI века. Волгоград: Изд-во ВолГУ.
  20. Рвачева О.В. (2022) Возрождение казачества на юге России в советский период (середина 1920-х — начало 1940-х гг.) и в постсоветский период (1990-е — 2000-е гг.): историко-сравнительный анализ: дис. … д-ра ист. наук. Волгоград.
  21. Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. (2015) Идентичность и коммеморация. Власть, 7: 81–84.
  22. Рыблова М.А. (2010) Донское казачество: к вопросу об «истоках» и социокультурных трансформациях. Этнографическое обозрение, 6: 158–174.
  23. Рябова Т.Б., Рябов О.В. (2011) «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики. Женщина в российском обществе, 3: 68–72.
  24. Соколова А. (2016) Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death. Археология русской смерти, 3: 7–18.
  25. Соколова А.Д. (2014) Спонтанная мемориализация в городском ландшафте: случай ярославского «Локомотива». Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 32(1): 67–106.
  26. Таболина Т.В. (1997) Казачество на рубеже XXI века: проблемы и возможности. М.: УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН.
  27. Тёрнер В. (1983) Символ и ритуал. М.: Наука.
  28. Токмаков В.С. (2018) Повседневная жизнь кубанского казачества в диссертациях российских историков: обзор диссертационных исследований 2000-Х гг. Вестник АГУ, 3: 58–67.
  29. Федотова Н.Г. (2020) Практики городской коммеморации: особенности формирования культурной памяти города. Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение, 39: 130–143. https://doi.org/10.17223/22220836/39/12.
  30. Connell R., Messerschmidt J.W. (2005) Hegemonic masculinity: Rethinking the concept. Gender and Society, 19(6): 829–859. https://doi.org/10.1177/0891243205278639.
  31. Fox N.J., Alldred P. (2013) The sexuality-assemblage: desire, affect, anti-humanism. The Sociological Review, 61(4): 769–789. https://doi.org/10.1111/1467-954X.12075.
  32. Homans G. (1941) Anxiety and Ritual: The Theories of Malinowski and Radcliffe-Brown. American Anthropologist, 43: 164–171. https://doi.org/10.1525/aa.1941.43.2.02a00020.
  33. Marshall D. (2002) Behavior, Belonging and Belief: A Theory of Ritual Practice. Sociological Theory, 20–3: 360–380. https://doi.org/10.1111/1467-9558.00168.
  34. Massumi B. (2002) Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press. https://doi.org/10.5860/choice.40-1946.
  35. Mazzarella W. (2009) Affect: What is it Good for? In: Dube S. (ed.) Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization. New York: Routledge: 291–309. https://doi.org/10.1201/9781003071020-13.
  36. Milosevic A. (2017) Remembering the present: Dealing with the memories of terrorism in Europe. Journal of Terrorism Research, 8(2): 44–61. https://doi.org/10.15664/jtr.1269.
  37. Moghaddari S. (2020) The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left. Critical Sociology, 47(2): 235–248. https://doi.org/10.1177/0896920520932661.
  38. Roach J., Billman D. (1993) Issues in the Multiply Representation of Social Groups. Bulletin of the Psychonomic Society, 31(5): 84–97.
  39. Tajfel H. (1972) La catégorisation sociale. In: Introduction à la Psychologie Sociale. Sous la dir. de S. Moscovici. T. I. Paris: Librairie Larousse: 272–302.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».