Стендап в России: (не)смешная и (не)токсичная профессия в контексте новых креативных сфер профессионализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Профессионализация стендап-комедии рассматривается в более широком контексте творческих карьер, вписанных в креативные индустрии современной России. В опоре на анализ биографических интервью со стендап-комиками в российских городах предлагается анализ карьерных путей вместе с формированием их профессиональной идентичности. Акцент делается на неопределенности и нестабильности занятости вместе с доступностью и относительной независимостью трудового распорядка, что делает выбор привлекательным и рискованным. Авторы выявляют локальные особенности и этапы становления профессии стендап-комика, способы адаптации к условиям креативной индустрии, поколенческую специфику комедийной профессионализации. Внимание обращается на маркеры отнесения себя к профессионалам, характеристикам карьерного роста в условиях неоднозначности его определения. На основе рассмотрения нарративных историй информантов о производстве самой комедии, выборе юмористических акцентов и сюжетов для шуток, включая токсичность внутрицеховой коммуникации и отношения к цензуре, предлагается анализ контекстов профессионализации, работы и карьеры, иерархии статусов в отношении финансовой не/стабильности стендап-комедии, трансформации их опыта от любителя к профессионалу. В заключение предлагается аналитический вариант стандартизации и категоризации этапов карьеры и профессионального участия молодых комиков в современной России. Исследование вносит вклад в понимание того, как молодые люди адаптируются к меняющимся условиям рынка труда и формируют новые профессиональные идентичности в условиях прекарной занятости и неопределенности будущего.

Об авторах

Дмитрий Анатольевич Омельченко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: domelchenko@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-5407-2304
научный сотрудник, Центр молодежных исследований, Санкт-Петербургская школа социальных наук Санкт-Петербург, Россия

Альбина Раисовна Гарифзянова

Казанский федеральный университет

Email: albina.garifzyanova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8399-8205
SPIN-код: 9706-0246
ResearcherId: O-3096-2016
доцент, к.ф.н., кафедра общей и этнической социологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Отделение социально-политических наук Казань, Россия

Список литературы

  1. Батыгин Г.С. (2020) Профессионалы в расколдованном мире. Ведомости прикладной этики, 56: 158–167.
  2. Лэндри Ч. (2006) Креативный город. М.: Классика-ХХI.
  3. Магидович М.Л. (2004) Профессиональная идентичность художника. Журнал социологии и социальной антропологии, 7(3): 139–152.
  4. Мартьянов В. (2016) Креативный класс — креативный город: реальная перспектива или утопия для избранных? Мировая экономика и международные отношения, 60(10): 41–51. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-10-41-51.
  5. Нечаев Н.Н. (2016) Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. Вестник Московского университета. Серия Психология, 14(4): 3–1https://doi.org/10.11621/vsp.2016.04.03.
  6. Омельченко Д. (2024) Переходя границы. Российский стендап: локальные и глобальные смыслы. Антропологический форум, 60: 71–101. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-71-101.
  7. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. (2008) Мир профессий как поле антропологических исследований. Этнографическое обозрение, 5: 3–17.
  8. Слободская А. В. (2018). Прекариат и креативный класс: сравнительный анализ паттернов социальной структуры постиндустриального общества. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 42: 51–59.
  9. Смирнова Е.Е. (2003) На пути к выбору профессии. СПб.: Каро.
  10. Стендинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс.
  11. Флорида Р. (2007) Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХI.
  12. Хокинс Дж. (2011) Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика XXI.
  13. Blair H. (2003) Winning and Losing in Flexible Labour Markets: the Formation and Operation of Networks of Interdependence in the UK Film Industry. Sociology, 37(4): 677–694. https://doi.org/10.1177/00380385030374003.
  14. Ozga J. (1995) Deskilling a Profession: Professionalism Deprofessionalisation and the New Managerialism. In: Busher H., Rene S. (eds.) Managing Teachers as Professionals in Schools. London: Routledge: 21–37.
  15. Butler N., Stoyanova Russell D. (2018) No funny business: Precarious work and emotional labour in stand-up comedy. Human Relations, 71(12): 1666–1686. https://doi.org/10.1177/0018726718758880.
  16. Campbell M. (2015) Creative Entrepreneurship in the Cultural Industries: Rhetoric and Realities of Youth Creative Work. In: Dhoest A., Malliet S., Segaert B., Haers J. (eds.) The Borders of Subculture. London: Routledge: 37–54.
  17. Dennis A., Bongiovi J. (2013) Precarious, Informalizing, and Flexible Work: Transforming Concepts and Understandings. American Behavioral Scientist, 57(3): 289–308. https://doi.org/10.1177/0002764212466239.
  18. Evetts J. (2003). The Sociological Analysis of Professionalism: Occupational Change in the Modern World. International Sociology, 18(2): 395–415. https://doi.org/10.1177/0268580903018002005.
  19. Evetts J. (2013) Professionalism: Value and ideology. Current Sociology, 61(5–6): 778–796. https://doi.org/10.1177/0011392113479316.
  20. Healy K. (2002) What’s New for Culture in the New Economy? The Journal of Arts Management, Law, and Society, 32(2): 86–103. https://doi.org/10.1080/10632920209596967.
  21. Hesmondhalgh D. (2010) User-generated content, free labour and cultural industries. Ephemera, 10(3/4): 267–284.
  22. Hesmondhalgh D., Baker S. (2011) Creative Labour: Media Work in Three Cultural Industries. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203855881.
  23. Krefting R., Baruc R. (2015) A new economy of jokes? Comedy Studies, 6(2): 129–140. https://doi.org/10.1080/2040610X.2015.1083165.
  24. Krefting R., Baruc R. (2015) The comedy industry is in flux, but this is in no way a new phenomenon: A new economy of jokes? Comedy Studies, 6(2): 129–140. https://doi.org/10.1080/2040610X.2015.1083165.
  25. Lingo E. L., Tepper S. J. (2013) Looking Back, Looking Forward: Arts-Based Careers and Creative Work. Work and Occupations, 40(4): 337–363. https://doi.org/10.1177/0730888413505229.
  26. Millerson G.L. (1964) The Qualifying Association: A Study in Professionalization. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315007434.
  27. Nallon S. (1999) Oliver Double Stand-Up! On Being a Comedian London: Methuen. New Theatre Quarterly, 15(3): 286–286. https://doi.org/10.1017/S0266464X00013142.
  28. Neff G., Wissinger El., Zukin S. (2005) Entrepreneurial Labor among Cultural Producers: “Cool” Jobs in “Hot” Industries. Social Semiotics, 15: 307–334. https://doi.org/10.1080/10350330500310111.
  29. Reilly P. (2017) The Layers of a Clown: Career Development in Cultural Production Industries. Academy of Management Discoveries, 3(2): 145–164. https://doi.org/10.5465/amd.2015.0160.
  30. Roberts T. (2014) Modified People: Indicators of a Body Modification Subculture in a Post-Subculture World. Sociology, 49(6): 1096–1112. https://doi.org/10.1177/0038038514554672.
  31. Standing G. (2011) The Precariat: The New Dangerous Class. London: Bloomsbury Academic.
  32. Threadgold S. (2015) Subcultural Capital, DIY Careers and Transferability: Towards Maintaining Reproduction When Using Bourdieu in Youth Culture Research. In: Baker S., Robards B., Buttigieg B. (eds.) Youth Cultures and Subcultures. Ashgate: 53–64.
  33. Throsby D. (2012) Artistic labour markets: Why are they of interest to labour economists? Economia della Cultura, 1: 7–16. https://doi.org/10.1446/37378.
  34. Troman G. (1996) The rise of the new professionals? The restructuring of primary teachers’ work and professionalism. British Journal of Sociology of Education, 17(4): 473–487.
  35. Vosko L.F. (2010) Managing Borders: Gender, Citizenship, and the International Governance of Precarious Employment. New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199574810.001.0001.
  36. Young C., Borén T. (2013) Getting Creative with the “Creative City”? Towards New Perspectives on Creativity in Urban Policy. International Journal of Urban and Regional Research, 37(5): 1799–1815. https://doi.org/10.1111/j.1468–2427.2012.01132.x.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».